15.07.2016

Забывчивая память

Мне не только повезло жить в определенную эпоху, но и видеть как меняется мышление людей вокруг меня. Одним из интересных моментов в мышлении многих людей которых я знаю лично или косвенно (через соцсети, например) является ностальгия по вымышленному прошлому.

Самое интересное, что я наблюдаю у многих современных россиян и некоторых моих соотечественников-белорусов, -- это сочетание ностальгии по СССР с ностальгией по Российской империи. Ленин бы в гробу перевернулся, если бы мог. Николай 2, последний император России перевернуться бы не смог даже технически. Но если соленые огурцы не сочетаются с молоком, то ностальгия и по СССР, и по дореволюционной России вполне может сочетаться. Речь идет об образе могущественного государства, одного из мировых лидеров со стабильной экономикой и сильными традициями. И сейчас есть много людей, которые не просто мечтают его вернуть, но искренне верят в возможность его возвращения.

И вот тут для меня как историка самое интересное. Я уже писал, что ни возрождение Российской империи в прежних границах и с прежним сословным делением, ни возрождение СССР как социалистического государства, в нынешних условиях невозможно. Слишком многое изменилось с тех пор как эти два государства прекратили свое существование, нравится это кому-то или нет. Я совсем не против мечтателей. И жизнь научила меня ценить свободу чужого мнения. Но интересно, как быстро личная память человека заменяется своего рода виртуальной реальностью прошлого.

Мне было 12 лет, когда распался Советский союз. Я помню свое детство довольно подробно примерно с 6 лет. Было и хорошее, и плохое. Я был ребенком, но хорошо помню не только низкие цены и чуть более доброжелательных людей, чем сейчас. Я помню значение фраз "туфли выбросили", "масло дают", "сахар достал". Помню, как стоял в длинных очередях, например, за молоком. Помню, как дети нарисовав свастику на асфальте (играя в войну) порой боялись, что их родителей посадят в тюрьму. Интересно, что многие предпочитают это не вспоминать.

С дореволюционной Россией чуть сложнее: большинство знакомы с ней по книгам и редким кинохроникам. Но ее тоже идеализируют. Вспоминают краткий период конца 19 - начала 20 века, когда бумажным деньгам отдавали предпочтение перед золотыми. Вспоминают низкие цены. Но забывают о гиперинфляции к моменту крушения Империи в феврале 1917 г; гиперинфляции которая обогатила русский язык такими словами как "кусок" (1000 руб), "лимон" (1 млн руб) и "лимонард" (1 млрд руб). Вспоминая острый язык и живой ум императора Александра 3 забывают, что при нем и вплоть до октября 1905 года Россия не имела не только свободы слова, религии, печати и собраний, но и была разделена на сословия (которые определяли уровень дозволенного отдельно взятому россиянину). Забывают о масштабах бюрократии и коррупции. Забывают о телесных наказаниях крестьян, о нескольких вспышках массового голода в деревнях в конце 19 века, когда при этом помещик, на земле которого эти крестьяне работали, мог съесть на обед поросенка с хреном. Вообще, тем, кто хочет лучше представить себе Россию рубежа 19-20 вв, рекомендую читать А.П. Чехова, причем всего, например, достать собрание сочинений в 12 томах.

Это не значит, что надо мечтать в другую сторону (например, о нынешних европейских ценностях). История вообще не терпит политических пристрастий. Да и нет их у меня вообще. Просто интересно наблюдать как общественная память вытесняет личную в отдельно взятых головах. Что и говорить, как историку мне крупно повезло.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Избранное сообщение

10 лет писанины

Когда 16 февраля 2013 года я запостил тут одну свою научную заметку , я еще не вполне представлял как дальше буду использовать этот ресурс. ...