05.12.2015

Воздух в гробу

Источник: www.factroom.com

Однажды один мальчик, которому я помогаю изучать английский, заявил мне:
-- А Вы знаете, что можно вылезти из гроба, если тебя закопали живым?
-- Это невозможно: 2 метра земли над тобой.
Тогда после занятия он показал мне видео, где рассказывалось как именно это делать технически. Однажды, когда мне не дали спать мои собственные дети, я перепроверил версию по разным источникам и пришел к выводу, что все же это практически невозможно даже для самых хладнокровных и подготовленных.
К чему весь этот бред? Когда человек оказывается, хотя и крайне редко, в таких обстоятельствах, он начинает отчаянно ценить то, что принимал в расчет как само собой разумеющееся: воздух.
В последнее время я все чаще замечаю, что многие люди и в Беларуси, где я живу, и в соседних странах, которые когда-то входили в состав СССР, и в других странах мира перестали ценить свободу. В моей стране есть много тех, кто приветствовал бы возвращение жесткого государственного контроля всего и вся, который был при советской власти. Есть много сторонников смены существующей модели развития страны на прозападную, которые охотно пишут жалобы в КГБ на своих оппонентов и рады срывать мероприятия тех, кого считают врагами. Есть много сторонников т.н "русского мира", которые считают своими врагами даже тех, кто просто говорит на другом языке, когда мог бы на русском.
Все эти люди считают себя борцами за свободу. Но по факту это борьба за свободу от чужого мнения.
Я далек от мысли, что взрослым людям нужно растолковывать фразы типа "ребята, давайте жить дружно". Те, кто, как и я, держат нейтралитет в околополитических и этнических разборках, и без меня понимают то, что я буду дальше обьяснять. А те, кто сейчас грызутся в соцсетях, на форумах или в реальной жизни, все равно не услышат. Впрочем, я всегда записываю свои выводы просто для того, чтобы они были и с ними было можно ознакомиться.
Далее я рассмотрю несколько заблуждений, свойственных многим моим современникам как в Беларуси, так и за ее пределами.


Из источников Интернета

Многие сторонники т.н "русского мира" надеются, что будет восстановлен СССР. Это невозможно. Во-первых, любое образование такого рода не будет ни социалистическим, ни советским, а значит две буквы "с" придется выкинуть или наполнить новым смыслом. Во-вторых, многие из тех, кто сегодня громко заявляет о таком желании, давали клятву верностисоветской Родине до последнего издыхания, когда служили в Советской армии, и ничего не сделали, чтобы ее защитить, когда она распадалась на национальные государства. Так каковы основания думать, что сегодня они будут готовы бороться за что-либо до "последнего издыхания"?
Более прагматичные политики в правительстве современной России предпочитают иметь дело с независимыми союзниками на территории бывшего СССР, а не превращать их в новые федеральные округа, где сторонники утраченной независимости будут стрелять в российских солдат, а местные чиновники будут просить все новые дотации из федерального бюджета. Поэтому все, что говорится на тему возрождения Советского союза или даже Российской империи, не имеет подтверждения в реальной жизни.
Многие сторонники "западного мира" напрасно надеются на войну Запада с Россией. Дураков начинать ядерную войну нет ни в Кремле, ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне. К тому же, большая политика делается вполне прагматичными людьми, которые менее всего интересуются благополучием народов за пределами своей страны. В союзниках Запада числятся такие нарушители прав человека как Южная Корея и Саудовская Аравия. Когда местные правозащитники приходят в американские посольства просить помощи, то им обычно отвечают, что не могут вмешиваться во внутренние дела суверенного государства. Правда, с определенных трибун могут призывать эти страны прекратить плохо себя вести со своими гражданами и давать политическое убежище беглецам оттуда, но никаких санкций и бомбардировок за этим не следует.
Многие пользователи соцсетей, участвующие в околополитической игре в "стрелялки" уверены в своей правоте по следующим причинам. Люди быстро налаживают связи с теми, с кем имеют общие интересы, даже небольшие. В свою очередь это создает иллюзию, что определенная точка зрения свойственна большинству здравомыслящих людей. Кроме того, люди меньше читают и размышляют, о чем свидетельствует содержание их постов. Раньше тоже мало читали, но сейчас проблема в том, что информации много, а разбираться лень. И так формируются и укореняются заблуждения самого разного рода. И боязнь быть осужденным друзьями по соцсетям заставляет человека лгать или умалчивать. Это касается не только простых обывателей, чувствующих себя экспертами после просмотра пары роликов или прочтения тройки популярных статей, но и части моих коллег по перу – историков и публицистов, многие из которых работают с документами дольше и лучше меня. Они не могут существовать как вещь в себе. Им нужны читатели, а кому-то и спонсоры. Поэтому, даже понимая какие-то очевидные вещи, вроде тех, что я изложил выше, они могут писать то, что не противоречит основному кругу читателей или спонсоров. Наконец, эти историки, публицисты, журналисты и экономисты могут иметь личные предпочтения, в чем я не раз убеждался в личной переписке с такими людьми. Поэтому специфические высказывания из уст подкованных людей делаются порой не столько ради "лайка" (хотя каждому приятно признание), сколько из сердца. Это как любовь к женщине (или мужчине, кому что нравится) или предпочтение в еде: правду в таких случаях не ищут.
Но правда как раз в том, что людям, которые ставят "лайки" под чужими постами и комментариями, как правило, нет дела до тех, кого они "лайкают". Известен случай, когда женщина, имевшая сотни друзей в одной известной социальной сети, высказала отчаяние и нежелание жить в своем последнем посте и вскоре покончила с собой. Никто из ее друзей не отреагировал на ее крик о помощи.
А еще правда в том, что основная масса людей, формально поддерживающих какую-то сторону в теперешних политических страстях, не имеет глубоких убеждений. Искренних убежденных борцов за великую Россию или за европейскую Беларусь, или за что-то еще немного. Это можно заметить на простом примере. На некоторых мероприятиях вроде встреч с писателями или ток-шоу вроде околополитических дебатов, где собирается аудитория (иногда подбирается масовка актеров) и по реакции видно, что большинство собравшихся поддерживают определенную систему взглядов (или изображают это), я не раз замечал, что люди непроизвольно хлопают умным или колким доводам оппонентов этих взглядов. Чаще это бывает так: один захлопал искренне, остальные (хоть не все) по инерции – не отстать от большинства. Человек с глубокими убеждениями на это редко ведется.
К тому же, как я показал выше на примерах про нынешнее противостояние России и Запада, политические отношения крайне сложны изапутаны. Ни одно государство не выступает благородным рыцарем на белом коне. Тем, кто не хочет вникать в подробности таких отношений, а они довольно скучны, трудно понять, что там нет черных и белых фигур, благородных борцов за добро и гнусных негодяев, а есть люди, преследующие определенные интересы. Поэтому самые ярые сторонники противостояния России и Запада сильно "обломаются", если эти два мира в конце концов начнут снова дружить за какие-то общие интересы, например, против Китая или околоисламских радикалов.
Еще одно заблуждение -- это желание многих жить в свободе от чужого мнения. Отчасти, это можно оправдать тем, что гражданская война на Донбассе озлобила многих. Но есть и простое непонимание того, что за этим последует. Если у кого-то получается натравить милицию, прокуратуру и иных силовиков на чье-то выражение мнения, то очень скоро этим оружием начинают пользоваться совсем далекие от политики люди. Многие не задумываются над тем, что немалая часть необоснованно репрессированных при Советах людей были жертвами не столько власти, сколько, соседей, коллег по работе, конкурентов на любимую женщину...
Вот это мне и напоминает ситуацию, когда человек оказывается в гробу с ограниченным запасом воздуха. Свобода от чужого мнения, подкрепленная законом, чревата тем, что безопасность не гарантирована никому. Если даже человек ничего не говорит и не пишет, всегда держит нос по ветру перемен и со всем соглашается, он может стать жертвой произвола начальства или мести обманутого мужа. Тут вопрос скорее, чей донос сработает или сработает раньше.
И здесь есть еще одна скрытая опасность. Нехватка воздуха свободы душит не только чужое мнение. Нормальное общество развивается в дискуссии мнений. Когда ее удается прекратить, к чему стремятся все оппонирующие ныне стороны, общество начинает впадать в застой. А это означает и постепенную деградацию экономики. Самые смелые и предприимчивые стараются вырваться из такого "гроба", унося свои деньги, мозги и руки. Другие уходят во внутреннюю эмиграцию, и чем шире "зона вне критики", тем глубже эмиграция. В таких условиях новые идеи появляются редко и приживаются с трудом. А это в свою очередь значит, что любой обладатель каких-либо уцелевших благ, вроде автомобиля, становится кандидатом на раскулачивание.
Еще одно заблуждение в том, что народ можно объединить вокруг какой-либо системы взглядов и ценностей. Это предрассудок из серии "а майонез должен быть "Кальве". Он может выражаться, к примеру, в том, что носители определенного языка и культуры должны почитать государственную или историческую национальную символику, любить определенных писателей или даже те или иные блюда. Но как раз этого и нет в здоровом обществе. В США спокойно живут ярые критики ценностей "американского мира". Там на одной улице могут жить и работать бок о бок ярый патриот и любитель сжигать американский флаг по воскресеньям, священник, венчающий "голубых" и гомофоб. На английском языке пишут гадости про его мнимую скудость. Количество радикальных партий с экстремистскими лозунгами, спокойно действующих в Штатах, жителю бывшего СССР даже и не снилось.
Я не хочу брать эту страну за эталон. Это просто пример как в несовершенном обществе успех в самых разных областях достигается за счет отказа от идеи единства нации. В этом направлении идет также Турция, отказавшаяся от мононациональной внутренней политики в последние годы.
Наконец, величие народа, языка и культуры зависит напрямую от величия простого гражданина, от вклада кого-то из этого народа в мировую культуру, науку искусство, а не от отрицания чужой культуры или возможности государства кого-то бомбить за счет налогоплательщиков. Поэтому тем, для кого это действительно важно, есть над чем работать, а те, кто просто зарабатывают на разговорах о таком величии покинут свой великий народ и культуру при первом же попутном ветре. Применительно к России и Беларуси я уже замечал, что есть моменты, вкоторых белорусские советские писатели оказались сильнее их российских коллег. Но есть и достижения русской культуры, объективно превосходящие белорусские. Впрочем, это я не к подливанию масла в огонь, а к тому, что обе культуры наработали много того, чем можно пользоваться, а не презрительно фыркать.
Напоследок, еще одно заблуждение, связанное,на мой взгляд с тем, что страны бывшего СССР были также и частью Российскойимперии, что сказывается на менталитете современников. Я о том, что государство в головах у многих представляет его глава, и успех страны зависит преимущественно от нахождения на этом посту "правильного" человека.
Это не так. Экономика любой страны зависит в большей мере от практического труда граждан, чем от воли президента или монарха. И не только экономика. Как историк, я периодически пересекаюсь с рядом проектов, которые возникли и развиваются абсолютно независимо от политических страстей. Среди них Википедия на двух вариантах белорусского языка, "Некропалі Беларусі" (проект по изучению кладбищ), сайт "Минск старый и новый".
Новый детский хоспис в Боровлянах под Минском строится за счет благородных энтузиастов, а не госбюджета или вкладов политической оппозиции. Изучение истории как науки о том, что действительно было, строительство стадиона в городских трущобах, проведение электричества в захудалой деревне и множество других мелких дел, не может за граждан выполнить не один самый умный и самый добрый президент или король. И часто такие мелкие дела, из которых складывается величие народа, не так заметны, как околополитическая мышиная возня.
Отдельным моментом, по которому я пока мало имею чего сказать, является и молодое поколение, которому все эти споры и разногласия по большому счету до лампочки и которое может похоронить все потрясающие сегодня воздух лозунги сторонников "русского", "западного" или иного мира вместе с их стареющими апологетами, популярностью телевизора и христианскими ценностями. Не берусь пророчествовать, но некоторые признаки заставляют так думать. Чтобы возродить что-то или построить что-то из того, что представляет ценность для нынешних спорщиков и любителей посадить соседа, нужно сначала научиться быть другом своим детям, а значит уделять им время и любовь, а не только финансировать их желания и потребности. Но передавать свои ценности следующим поколениям – непосильный труд для большинства моих сограждан. Проще читать газеты, смотреть телевизор и сидеть в соцсетях. Поэтому их ценности могут не пережить их самих.
Как бы то ни было, но я все чаще замечаю, что дискуссия покидает поистине свободное пространство Интернета. Может, это не так, и у меня в 36 лет начинается маразм…

А пока я наблюдаю за тем как многие умные, талантливые и по-своему добрые люди хотят изнутри закрыть крышку гроба, в котором я нахожусь вместе с ними. Надеюсь кислорода мне хватит надолго.

Также:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Избранное сообщение

10 лет писанины

Когда 16 февраля 2013 года я запостил тут одну свою научную заметку , я еще не вполне представлял как дальше буду использовать этот ресурс. ...