понедельник, 28 марта 2016 г.

Хватит кормить историков!

Сегодня всемирный день историка. Как-то раз затрагивая один из деликатных вопросов истории я написал такие строки:

Есть науки, от которых польза очевидна, например, биология, без которой невозможны медицина и сельское хозяйство. А есть науки, от которых почему-то ждут такой же практической пользы. Это искусствоведение и история.
Дело в том, что изучение произведений искусства и событий прошлого может приносить пользу, но не имеет это основной целью. А те, кто посвятил этому свою жизнь, зачастую желают извлекать пользу в виде признания и денежных знаков. И так рождаются, среди прочего, учебные предметы "литература" и "история" в разных вариациях. Но чтобы с помощью книги писателя, злоупотреблявшего алкоголем и занимавшегося блудом, воспитать нравственность, нужно что-то приукрашивать, умалчивать, приписывать -- одним словом, врать. То же самое происходит, когда хотят использовать историю в политической борьбе или патриотическом воспитании. А отрицание или передергивание фактов -- это главное слабое звено бизнесменов и патриотов от истории, это их "уязвимые места танка".
(Суворов и Антисуворов)

 На улице Горецкого в Минске. Сентябрь 2015 г. Снимок автора блога

 На улице Голубева в Минске. Сентябрь 2015 г. Снимок автора блога

Чуть раньше я выражал подобные мысли, но несколько иначе на форуме сайтов "Белорусский партизан" и "Историческая правда". Вот их скриншот: 
И теперь хотелось закрепить эти мысли тезисно:

1. Историкам (как исследователям, так и учителям) надо что-то есть, как и искусствоведам и учителям литературы. Поэтому не нужно воспринимать заголовок к этому посту как призыв прикрыть историю и другие схожие науки.
2. Польза от истории никак не связана с патриотизмом, как бы кто ни понимал последнее слово. Я прекрасно помню советский патриотизм и первые шаги белорусского национального патриотизма в первой половине 90-х. Историю активно использовали как средство укрепления той или иной версии патриотизма в головах учащихся школ и вузов, но это ничего не дало. К примеру, СССР рухнул и все его действительные сторонники оказались в абсолютном меньшинстве, причем маргинализированном.
3. Попытки связать историю с политикой и патриотическим воспитанием всегда мешали развитию истории как науки о том, что действительно было в прошлом.
4. История, как наука о прошлом, содержит огромную базу примеров положительного и отрицательного опыта в разных областях знаний и действий человечества. В этом ее почти единственное практическое значение.
5. Можно сколько угодно финансировать историков, работающих на определенные политические тезисы, но главное не мешать усилиям других историков устанавливать подлинную картину прошлого, насколько они это могут. Опыт некоторых развитых стран мира показывает, что пропатриотические мифы могут мирно сосуществовать в информационном пространстве с более объективным описанием фактов. Ни те, ни другие не влияют на сохранность государства, народа или культуры.

Надеюсь никому праздник сегодня не испортил...

Комментариев нет:

Отправить комментарий