26.05.2016

Печы на картах і фотаздымках

Звычайна пад тэгам "Печы" тут стаяць мае ўласныя здымкі. Але сёння будзе выключэнне. Публікую працу іншых даследчыкаў, кожны з якіх рабіў сваю справу і ў выніку дапамог лепш даведацца пра гэты былы ваенны гарадок. Спачатку крыху картаграфіі.

Печы на картах


Печы на карце Мінскай вобласці. Зроблена ў 1994 г., надрукавана ў 1997 г. Праз праграму Fast Stone я абвёў чырвоным алоўкам межы Пячэй на гэтай карце


Печы на карце ТАМ.BY


На падставе гэтай карты - мой варыянт расфарбаваны з дапамогай Paint. Шэрым колерам мнагакватэрныя дамы і інфраструктура, сінім - вайсковыя казармы, уласна ваенны гарадок, карычневым - прыватны сектар, які як бачым часткова знаходзіўся на тэрыторыі гарадка, калі той быў абнесены плотам. А зялёным пазначаны лясны масіў.





А гэта варыянты з Google Maps.

Печы на старых здымках.

А зараз будуць некалькі старых здымкаў гарадка, якія маюць некаторае значэнне для гісторыі і Пячэй, і ўсёй Беларусі.


Фота дзяжурнага па гарадку А.Чыжыкава. Пачатак 1950-х. З архіва гісторыка А. Цісецкага. Крыніца: А. Тисецкий. Ликвидация по-борисовски. www.bramaby.com/ls/blog/history/4339.html Таксама апублікавана ў часопісе "Милиция Беларуси" май 2016 г., № 2 (62)


1967 г. Хутчэй за ўсё гэта "інжынерка". У 1980-х гэтай драўлянай канструкцыі, здаецца ўжо не было, але былі іншыя. Здымак Уладзіміра Іванова, на фота ён сам і яго таварыш. Апублікаваны газетай "Витебский курьер": Вл. Иванов. Воинский призыв. За и против, тогда и теперь// Витебский курьер 22.11.2015, www.vkurier.by/34206


Падчас вучэнняў у 1970-х. Хутчэй за ўсё гэта таксама "інжынерка". З фотаархіва майго дзеда Дзмітрыя Сямёнавіча Піянзіна.

***
Гэта толькі нататкі буйной працы па вывучэнню былога ваеннага гарадка. Па меры знаходжання дадатковай інфармацыі гэты пост буду пашыраць. Негледзячы на такі фінал ў стылі military, хачу зазначыць, што вывучаю Печы не як ваенны гарадок, а як пасёлак, які бачыў многія моманты гісторыі СССР і Беларусі, дзе жылі розныя людзі і часткова захаваліся рэшткі мінулага. Таму буду вітаць дадатковыя ўспаміны, фота, відэа, асабліва не прывязаныя да ваеннай тэматыкі.

Іншыя пасты пра Печы з мноствам маіх уласных фотаздымкаў:
Печы: гісторыя, ўспаміны і сучаснасць. Вандроўка з сынам
Ізноў у Печы па ўспаміны
Трэці паход на Печы

15.05.2016

Формула успеха

Нет, извините, речь не пойдет о формуле успеха в бизнесе или популярности у женщин (или мужчин, кому кто больше нравится). Мой блог посвящен вопросам изучения истории, и я говорю об одной из формул успеха исторического исследования. Причем одной из них, а не единственно верной. В определенном смысле то, что я пишу сейчас, развивает мысль из предыдущего поста (Удар ниже пояса) и других материалов, на которые в предыдущем посте стоят ссылки.

Итак, есть простая формула: люди в любую эпоху и в любой стране мира ведут себя примерно одинаково в схожих условиях. Форма правления, общественный строй, количество научных знаний и наличие-отсутствие "хай-тека" мало что меняют в голове отдельно взятых людей.

Периодически приходится иметь дело с историками, находящимися на службе у патриотизма (не обязательно государственной идеологии). Обычно они любят делить события прошлого по принципу "наши-не наши", "хорошее-плохое" и немного (или значительно ретушировать) ситуацию, чтобы все сходилось в голове того, кто документов, с которыми они работали, не читал. В таких случаях доводится что-то опровергать или просто рассматривать одно и то же событие с разных сторон. Также слишком много историков верит в примитивизм древних людей и жителей Средневековья, с чем я категорически не согласен (см. статью Древние люди не были дураками и книгу на белорусском языке "Топор и планшет").  И в этих случаях данная формула работала практически безотказно.

То, что люди везде имеют больше  схожего, чем отличий, я понял читая большое количество книг и статей, описывающих жизнь людей в разных странах в разные эпохи. Зачастую эти материалы никакого отношения не имели к изучению истории, но при  этом были описанием реальных событий, а не плодом художественного вымысла. Многие из них не переведены на русский, читал их на английском или французском.

Поскольку я ищу в каждом правиле исключение, обычно у меня не занимает много времени определить степень действия какого-то события на жизнь людей. Затем идет обобщение: а как это похоже на то, что было у других народов в это же или другое время. И вот так сравнивая вещи я понял, что люди почти всегда ведут себя одинаково. Они приспосабливаются под любые изменения вокруг них, пока эти изменения не начинают разрушать то, что им дорого. Обычно это жизнь близких и имущество. Если такое происходит, сначала человек пытается уйти из-под такого влияния, потом начинает с ним бороться. А дальше все бывает по-разному.

Налагая эту простую формулу на новые или малоизученные события быстро получаешь выводы, которые позднее почти всегда подтверждаются документами и материалами.

Я не приписываю авторство этой формулы себе. Наверное, каждый честный историк открывает ее для себя рано или поздно. 

13.05.2016

Удар ниже пояса

Некоторое время назад довелось общаться по скайпу с бывшим офицером. Дважды прошел Афганистан, сначала как солдат, потом как офицер. Был известен многим сослуживцам хорошим владением рукопашным боем. Но отслужив до пенсии он оставил армию и стал ухаживать за больной женой. Примерно в это же время он полностью изменил свое отношение к армии и войне и стал глубоко религиозным (но не православным). Другими словами, околопатриотические вещи и прочие явления, модные среди белорусских военных, его больше не интересовали, о чем он стал открыто заявлять. Об этом стало известно его бывшим сослуживцам, а люди вообще не любят тех, кто не в одном тренде с ними. Если ты учишься в школе и не любишь рэп, если ты работаешь на заводе и не пьешь по пятницам с коллегами, если ты не сплетничаешь с сослуживцами, если тебя не интересует футбол, мода, женщины, дача, кредиты... одно из слов, которое ты можешь услышать в свой адрес - "предатель". Именно так, за спиной, трусливо, но так чтобы слышал, в городской бане высказался о нем его бывший сослуживец.

Мне стало искренне жаль человека, который имел мужество быть не как все. Когда-то, а знаю его я достаточно давно, он научил меня нескольким приемам самообороны, которые выручали меня, когда доводилось сталкиваться с неадектватными выпившими гражданами. Кроме того, как можно называть предателем человека, который остался верен жене-инвалиду?! И я показал ему свой прием. Удар ниже пояса. Как историк.

Любого бывшего советского военного, который бьет себя в грудь, заявляет о своем непомерном патриотизме и обвиняет собеседника в измене Родине (если то  не служил, не поддерживает определенные политические или религиозные взгляды и т.п.) можно спросить давал ли он клятву на верность Советскому союзу и что он делал, когда разваливали СССР. Всё. После этого вся остальная возможная ответная риторика уже будет как ругательства хулигана, поверженного на землю и выплевывающего зубы в кулак. О клятве верности СССР я писал отдельно, можно подробнее прочитать тут.

Подобным образом, когда сталкиваешься с упрямым и агрессивным сторонником какого-нибудь мира (неважно, русского, белорусского, американского), призывающего бить и спасать, можно спросить какие книги своих идейных противников он прочитал. Реакция тоже может быть разной, но что-то доказывать и унижать собеседника ему будет крайне неуютно. Как правило, не будет человек, прочитавший разноплановые книги, разбрасываться лозунгами. Чтение разноплановых книг убивает в человеке глупость. Делает из верующих СМИ, чьи ранимые чувства легко оскорбить, стойких скептиков в отношении любого радикализма.

Дорогие читатели блога! Я надеюсь, что Вы понимаете: это удар ниже пояса. Запретный прием. Его не надо применять везде, где захотелось.

См. также другие "приемы" в работах:
Хватит кормить историков!
Писать с опорой
История. Как не попасть на удочку информационного обмана
Два мира, две науки
аудиозапись "Советы по изучению истории"

05.05.2016

Большевики и белорусизация

Несколько лет назад я поднял деликатную тему о происхождении белорусского языка и проблемах его использования в современной Беларуси. Тогда я написал один большой пост на русском языке и один поменьше на белорусском с дополнениями и уточнениями (Белорусский язык: в поисках правды и Яшчэ раз аб нараджэнні беларускай мовы).

Среди прочего я тогда заметил:

Современный белорусский литературный язык начал формироваться уже ближе к концу 19 века. А большевики в 1920-х гг. устроили в Беларуси серьезную белорусизацию. Были оформлены правила грамматики и правописания. Чиновников разного ранга заставили учить язык народа. Открылись школы, где все преподавание велось на литературном белорусском языке. Писатели, такие как Янка Купала и Якуб Колас (как и другие советские деятели пера), получали за свое творчество зарплату и привилегии. Кстати, одного филолога, пытавшегося преподавать в качестве белорусского языка не литературную его версию, а разговорную русско-белорусскую «трасянку», загнобили.

Все это посодействовало формированию того языка на котором сегодня говорит 1/5 Беларуси. Было и много негативных факторов: сталинские репрессии против белорусской интеллигенции и крестьянства, Великая отечественная война, унесшая жизни 2 млн жителей Беларуси, масштабная миграция внутри СССР (много белорусов уехало на целину в Казахстан и на стройки в Сибирь, много русских военных и гражданских специалистов осело в Беларуси) политика скрытой русификации в Советском союзе (это тоже очень неясная история, тема для отдельного исследования). Поэтому литературный белорусский язык так и не стал пока языком значительного большинства населения Беларуси.
(Белорусский язык: в поисках правды)

И недавно, работая в Национальной библиотеке Беларуси с документами по истории городка Печи (Борисов) я нашел интересное подтверждение своему заявлению. Это отчет 1925 г. чиновников Борисовщины руководителю БССР Червякову. Машинописный документ на 150 страниц в переплете. Местами читается плохо. Привожу фотографии доказательств политики добровольно-принудительной белорусизации эпохи НЭПа без комментариев.






Зачем я вернулся к этой теме? Дело в том, что тема истории белорусского языка сильно политизирована. Многие из тех, кто выступает за его популяризацию, крайне негативно относятся ко всему что связано с СССР и коммунистами (и не без оснований: сталинские репрессии, политика русификации в поздние годы СССР и т. д.) Но история не должна быть набором клубнично-малиновых мифов. Был этап истории Беларуси, когда коммунисты проводили массовую белорусизацию, заставляли чиновников, милицию и детей в школе говорить и писать по-белорусски. Его не выкинешь из истории. Правда, не исключаю, что может настать время, когда этот документ пойдет с кем-то на шашлыки и не вернется. Поэтому предлагаю тем, кому интересна история как наука о том, что на самом деле было, поработать с этим документом плотнее.

Почему я сам  не поработаю плотнее? Есть другие моменты истории, которые меня на данный момент интересуют больше. Невозможно объять необъятное. Но, если я пойму, что кроме меня заняться этим будет некому, то возьмусь сам.

Аналогичное: Хватит кормить историков!

Избранное сообщение

Іван Шамякін. Першы генерал

 На прасторах сусветнай павуціны ёсць малавядомае апавяданне Івана Шамякіна "Першы генерал", якое варта прачытаць многім. Акрамя м...