03.07.2013

1025-летие крещения Руси. А есть ли повод для праздника?

В этом году в Минске в разных местах можно встретить рекламные щиты "1025-летие крещения Руси". Но действительно ли можно говорить, что 1025 лет назад Киевская Русь приняла христианство? Предлагаю посмотреть на события 980-990-х гг. с научной точки зрения. Все нижеизложенное не является выпадом против Православной церкви. Я не православный, с Православием у меня серьёзные разногласия в религиозных взглядах. Но я не желаю вести религиозную полемику в блоге или опровергать вопросы личных убеждений православных, и если кто-то из читателей этого поста захочет высказаться по этой теме не с научной, а с религиозной позиции, то лучше писать мне лично на имейл. Впрочем, я буду удалять только нецензурные комментарии к этой странице.

Попробуем поставить под нормальное научное сомнение каждое слово в фразе "1025-летие крещения Руси". Но сначала повторим урок истории.

События 988/989 г.

Киевский князь Владимир, прозванный Красное Солнышко идет в поход на Херсонес, который принадлежал Византийской (или Восточной Римской) империи, принимает христианство и женится на византийской принцессе Анне. Затем он возвращается в Киев с византийским духовенством, уничтожает статуи языческих богов, устраивает массовое крещение киевлян и распространяет христианство в других восточнославянских городах по течению Днепра. Причем летописи сообщают, что в Новгороде массовое крещение не обошлось без кровопролития.

А была ли Русь?

За такой вопрос могут и по лицу дать. Но я его ставлю. Многие историки говорят о Киевской Руси как о национальном государстве. Но в Европе времен Владимира І Святого, Красное Солнышко практически не было национальных государств, где люди, одного языка и культуры, компактно проживающие на определенной территории были бы объединены одной страной. Существовала система подчинения мелких вооруженных правителей крупным, были союзы княжеств по принципу равенства и по принципу подчинения. Но не существовало страны под названием Киевская Русь.

Это легко доказать. Владимир первый стал князем Киева в результате междоусобной войны с родным братом. Еще он разорил Полоцк на территории современной Беларуси, когда дочь местного князя Рогволода по имени Рогнеда в грубой форме отказала выйти за него замуж. (Согласно некоторым полулегендарным сведениям, он ее за это изнасиловал и взял в жены в принудительном порядке, а когда она спустя годы попыталась его убить, их общий сын Изяслав не дал отцу с ней расправиться, и Владимир выслал жену и сына в место, где сейчас стоит  город Заславль (Беларусь)).

Двое других сыновей князя Владимира были канонизированы, как православные мученики, поскольку были убиты их братом Святополком. Затем и сам Святополк был свергнут своим братом Ярославом, известным как Ярослав Мудрый.

И вся история Киевской Руси -- это череда княжеских "разборок" с сжиганием городов. Причем речь идет не только о борьбе за владение Киевом как центром, но и попытки выйти из-под влияния этого центра, а также попытки разорить соседа и отнять у него себе кусок пожирнее.

Поэтому Русь времен Владимира Красное Солнышко -- это скорее регион вроде Евросоюза, только с общим языком. Владимир сумел его объединить силой оружия, но национальные государства в этом регионе появились многие столетия спустя. Итак Русь была, но это было множество княжеств, которые признавали власть киевского князя примерно также как жители о. Гернзи, Канады и Австралии признают власть королевы Великобритании. До России и иных восточнославянских государств еще было далеко.

1025-летие?

Я не случайно поставил год через дробь: 988/989 г. Дело в том, что разные древнерусские летописи отталкивались от разных предположительных дат сотворения мира (до исчисления времени от Рождества Христова было еще далеко). К тому же год мог считаться либо по мартовскому календарю, либо по сентябрьскому, значит одно и то же событие могло попасть в разные года (это как с календарными изменениями большевиков: Октябрьская революция празднуется 7 ноября). Поэтому я, сам к тому не стремясь, растягиваю повод любителям выпить на два года. Но если серьезно, там, где нет четкого определения года, нет и подсчета юбилеев.

Крещение языческой страны?

На самом деле многие славяне исповедовали христианство. Известно, что бабушка князя Владимира, княгиня Ольга приняла христианство в 955 (или 957, ох уж эти даты!) году. Ее сын Святослав был язычником, но в его дружине были христиане. (Причем им вера не мешала участвовать в походах на Византию и убивать единоверцев на войне). Вообще судя по всему дохристианская Русь имела некую идею свободы совести: в Киеве жили христиане, иудеи, язычники, мусульмане. Известно что хазары приняли иудаизм, но среди этого племени встречались и представители других религий, что, наряду с отсутствием летописных сведений о массовых стычках язычников с теми же христианами, свидетельствует, что менять религию на Руси было делом совести.

Правда есть летописные сведения об убийстве толпой викинга (варяга) христианского вероисповедания, который отказался принести в жертву своего юного сына славянским языческим богам (сына тоже убили). Произошло это, как считается в Киеве в 983 г. Если летопись не обманывает, то это событие показывает исключительность таких случаев религиозного экстремизма. Впрочем, в любом обществе есть люди нетерпимые к иноверцам и к распространению нетрадиционных религий и культур. А в толпе легко перейти грань дозволенного.

А теперь представим как к христианству стали относиться язычники после запрета поклоняться языческим богам и насильственного обращения в новую веру. Может ли человек изменить свои убеждения ради воли правителя? Может, если у него нет убеждений. Поэтому Владимир не достиг цели обратить своих подданных в христианство (если такая цель именно и была) и даже в 21 веке восточные славяне совмещают христианские традиции с языческими.

Но даже технически нельзя сказать о крещении всех подданных Владимира. Во-первых, попробуй обойди все города и села с армией и священниками. А потом проследи, чтобы в язычество не вернулись. Да еще и перелови по лесам убежденных язычников, которые прятались от навязчивого прозелитизма киевского князя.

Во-вторых, после христианизации Руси осталось еще много иудеев и некоторое количество мусульман. Так во времена Владимира Второго, Мономаха в Киеве случился еврейский погром. К тому же на Руси жили иммигранты из других народов, которые пришли как воины, купцы и ремесленники, и обижать которых было не в интересах князя.

Представьте себе крещение Киева. В дни Владимира это многотысячный город. Я не представляю как загнать в Днепр немощных стариков и парализованных больных, не думаю что туда со всей толпой загоняли заключенных из городской тюрьмы и рабов. А если в городе остались только те, кто уже принял христианство и другие неязычники, то сразу же на опустелых улицах начнется мародерство. Поэтому, скорее всего, крестили в Днепре некоторую часть населения Киева. Могли также просто окроплять водой большие группы людей в знак крещения. Поэтому есть значительный шанс, что большинство населения Руси вообще не было крещено в христианство ни в правление Владимира, ни после его смерти. Даже в обрядовом смысле.

Интересен факт: в 992 г. в Полоцке была создана христианская епархия. Этот год считается годом крещения Беларуси. Интересно как такими стахановскими методами распространялось христианство, если массовая христианизация региона началась только за 4-5 лет до этого события. Ведь одно дело загнать людей в реку, другое заставить ходить в церковь и найти для этого достаточно священников. Это тема отдельного исследования.

Русь не переходила в Православие.

988/989 г не мог быть годом введения Православия как государственной религии Киевского союза княжеств и главной религии региона. Дело в том, что Православная и Католическая церкви образовались только в 1054 г. в результате раскола Христианской церкви. Это правда, что византийские церковные обряды отличались от римских еще до этого. Но до 1054 г. Церковь была единой федерацией епископств, поэтому не удивлюсь, если к Владимиру для дела христианизации приезжали священники из Польши (русский и польский тогда были более схожи, чем сейчас) и других стран Европы; епископ из Германии просто по определению не мог быть еретиком на Руси до 1054 г.

Так что же было: мои пять копеек.

Есть красивая сказка как князь Владимир решил ввести новую религию в своих владениях (не представляю, с чего бы это решил любой правитель, обладающий политической проницательностью, да еще и когда полно внешних и внутренних врагов, а отношения между конфессиями в стране относительно спокойные), побеседовал с представителями ислама, иудаизма, византийского христианства и  римского направления христианской церкви, потом еще и посольства отправлял в разные страны и только византийские обряды богослужения покорили сердце князя и его посланников. Но пишут об этом православные летописи...

По-моему было вот что. Князь Владимир, как и правитель Византии были агрессорами. Каждый боролся за новые земли, включая Крым. Борьба шла не только оружием но и дипломатией: уступка за уступку. Владимиру предложили принцессу в жены, а это при определенном раскладе и участие в борьбе за византийский престол в обмен на переход в христианство. Только вместе со своей страной, разумеется. Как говорил польский король Ягайло, "корона стоит мессы" и Владимир принял предложение. Для Византии это был способ ассимилировать славян, для русских князей -- способ ассимилировать Византию через родство религии и правящих династий.

Русские летописи много пишут о том, каким плохим был Владимир до перехода в христианство и каким хорошим он стал после перемены религии. Но я не готов судить о этом. Только то, что эти летописи писали и редактировали в православных монастырях ставит под вопрос объективность авторов.

Еще раз подчеркну: я не выступаю против празднования памятных событий религии, которой не придерживаюсь. Но не могу согласиться с научностью термина "крещение Руси", как впрочем и с методами распространения христианства князем Владимиром.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Избранное сообщение

Іван Шамякін. Першы генерал

 На прасторах сусветнай павуціны ёсць малавядомае апавяданне Івана Шамякіна "Першы генерал", якое варта прачытаць многім. Акрамя м...