08.05.2017

День Победы?

Примерно год назад смотрели с сыновьями ролик в Интернете, где рассказывалось как немцы для россиян делали скоростной поезд. Услышав, "немцы", мой старший сын, который тогда ходил в сад, сказал:
- Ой-ё-ёй. Ведь они плохие.
О том, как у мы разрулили эту ситуацию, скажу чуть позже, а сейчас еще несколько историй.
Я учился в в печинской школе № 7 г. Борисова. Начало 1990-х гг. Кажется, это был седьмой класс, но не помню точно. Двое моих одноклассников наклеили на свои красные повязки дежурных свастики, нарисованные на белых бумажных кружочках, ходили по классу, вытягивали руки в нацистском приветствии и говорили о себе любимых:
Александр, Шульц - СС!
Им, конечно, досталось от классной, но это был далеко не единственный случай такого творчества на красных повязках в нашей школе. Поэтому одна из завучей при "разборе полётов" нашего класса упомянула и про эту проблему. С её слов такой "эсэсовец" во время воспитательной беседы в кабинете директора оправдывался:
- А чё такое? Гитлер - крутой чувак...
Это было в период, когда воспитательная работа в моей стране перестала быть идеологической. Когда я заканчивал ту же школу в 1996 г. патриотизм снова стали активно внедрять в воспитательный рацион школьников. Тогда я был уже в другом классе, т. к. в предыдущем надо мной слишком часто издевались хулиганы, но это просто лирическое отступление... В классе идет дискотека. Танцуем в кругу. Один из парней выкрикивает фразу:
- Алес сюзанен нахенмаль... (именно так она звучала в его исполнении, он говорил, что это значит по-немецки "а теперь все вместе", думаю, что это какое-то искажение, но из песни слова не выкинешь)
- Зиг хайль! - ответили хором многие парни из круга.
В моей жизни преподавателя английского было несколько околофутбольных националистов. Только один из них утверждал, что разделяет многие положения идеологии Гитлера. Я достаточно вежливый человек, чтобы не использовать в их адрес слова "фашист" ибо те, с кем я работал, себя ни фашистами, ни нацистами не считали. (Один из них охарактеризовал себя так: "я анти-антифашист"). Но настенные откровения во многих подъездах моего родного города Минска дают понять, что немало юных минчан чтят нацистскую символику (впрочем зачастую как славянский "коловрат" без привязки к нацизму) и признают себя фашистами.
Интересно, что минимум в двух случаях юных национал-радикалов загнали в патриотическую проправительственную организацию "Белорусский республиканский союз молодежи" (БРСМ). Дело вот в чем. От педагогов часто требуют формальных показателей по множеству различных вопросов. Участие в патриотических организациях и мероприятиях - только один из них. И получается, что проще добиться стопроцентного участия в пионерской организации или БРСМ класса или группы, чем заставить учащихся сдать деньги на ремонт класса или горячее питание. Возможности заставить вступить в такие организации на основании закона отсутствуют, и часто вопрос решается запугиванием (не поступишь в вуз, вызовем к директору, отчислим из вуза, выгоним из общежития) за которым почти всегда стоит откровенный блеф или элементами поощрения. Например, "ребята, кто хочет получить такие красивые галстуки, приносите завтра по 1.50" или "членам предоставляется новогодний подарок, скидка в клубе,  место в общежитии". Возвращаемся к вопросу. В двух известных мне (правда в пересказе, но из надежных источников) случаях в БРСМ загнали национал-радикалов. В одном из них радикала поставили во главе первичной ячейки, хотя он открыто выражал полунацистские замашки и даже приветствовал одно время преподавателей гитлеровским салютом.
На это можно сказать, что дети взрослеют и умнеют. Частично соглашусь. Но вернемся к моей первой истории. Порой я бываю чрезмерно строг со своими детьми. Но когда они выражают взгляды, с которыми я не согласен, я стараюсь рассуждать. Я напомнил старшему сыну, что члены группы Scorpions, песни которой он любит и под песни которой я укачивал его в первый год его жизни, - немцы. Потом рассказал о мужестве наших единоверцев в Германии времен нацизма, отказывавшихся воевать и даже произносить нацистское приветствие.
А затем мы посмотрели выборочно несколько видеокадров. О том, как люди самого разного возраста говорят об особом избранном положении русских как нации, о том, как какая-то немолодая женщина в России в актовом зале некой школы (или чем-то подобном) призывала православных русских тыкать половой тряпкой в лицо тем, кто с ними не согласен. Материалов о том, как люди в других странах бывшего СССР считают русских  недочеловеками, не нашел, но объяснил своими словами. Напоследок почитали стихотворение "Моя Германия" одного немецкого поэта-антифашиста. В конце предложил сыну сделать вывод.
- Все эти люди, о которых мы смотрели, похожи на фашистов?
- Да.
- Можем мы с уверенностью сказать, что фашизм победили в 1945 г.?
- Нет.
Я не поощряю смотреть с детьми видео, содержащие подобные призывы. Я хорошо знаю что повредит моим детям, а что нет и в каких пределах, но все дети уникальны и кому-то мой опыт совсем не подойдет. Однако думаю, многие мои читатели поймут почему для меня 9 мая что-то среднее между просто выходным днем и днем скорби по погибшим родственникам, но никак не праздник победы добра над злом...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Избранное сообщение

10 лет писанины

Когда 16 февраля 2013 года я запостил тут одну свою научную заметку , я еще не вполне представлял как дальше буду использовать этот ресурс. ...