20.07.2017

Мне нечего стыдиться

17 апреля 2017 года Верховный суд России принял решение, которое в очередной раз сделало страну нарушителем прав человека. (1) Хотя это решение не затрагивает моих свобод, как гражданина страны, где в большей мере уважают права человека, мне пришлось еще раз осмыслить некоторые важные моменты.
И я снова прихожу к выводу, что мне нечего стыдиться. Дело в том, что я уже много лет исповедую религию Свидетелей Иеговы. Религию, которую неправомерно обвиняют в экстремизме в соседней мне стране. Хотя мой блог посвящен другим вопросам, я решил написать несколько мыслей о том, почему я не стыжусь своего выбора религии. Это позволит ответить на вопросы, которые могут подниматься в будущем. В конце сообщения я оставлю ссылки на дополнительные источники и литературу.

Экстремизм?
Если внимательно посмотреть на суть обвинений в экстремизме моих единоверцев в РФ, то никакого экстремизма в обычном понимании этого слова нет и в помине. В литературе Свидетелей нет призывов к насилию, нет и высказываний о неполноценности других людей по тому или иному признаку. В доказательство этого приведу такой факт. У нас в Беларуси вся религиозная литература, ввозимая в страну, проходит обязательную государственную экспертную оценку, без которой распространение такой литературы невозможно. И вся литература Свидетелей Иеговы, включая издания, "забракованные" в России, успешно проходит такую экспертизу. В то же время издания действительно экстремистского содержания также запрещены в Беларуси. В чем разница? В Беларуси оценку проводят независимые эксперты, работающие в компетентных государственных органах, а в России это нередко лица заинтересованные в запрете определенной литературы и порой не имеющие нужной компетенции в области религии и права.
Подробности этого вопроса оставляю желающим на самостоятельное рассмотрение. В интернете и библиотеках можно найти достаточно разносторонней информации.

Мешаем другим жить?
Одно из обвинений против моих единоверцев в России связано с их разговорами о Библии с другими людьми. Частично негативное отношение к таким разговорам связано с тем, что многие жители и Беларуси, и России рассматривают тему религии как очень личную и в целом не приветствуют выражение любых религиозных чувств и убеждений публично.
Но скажу о своем личном наблюдении. Я уже не один год делюсь своими взглядами с другими людьми и, как правило, не жду, когда меня другие о чем-то сами спросят. Заметил, что большинство моих собеседников просто равнодушны к религии, некоторые проявляют кратковременный или продолжительный интерес к таким разговорам, а еще меньшее число людей реагирует раздражительно или даже агрессивно. Причем среди "агрессоров" далеко не все сознательно ненавидят Свидетелей Иеговы. Значительная часть - это те, кто вспылил под настроение, был пьян или имел неправильное представление о цели таких разговоров. Получается, большинству все равно, подходят к ним Свидетели Иеговы или нет. И есть определенный пласт тех, кто не хочет быть Свидетелем, но готов на разговоры с ними или любит читать их литературу. Самые разные люди благодарили меня лично за участие в такой деятельности. Не думаю, что эти наблюдения только у меня такие. Поэтому считать, что проповедническая деятельность Свидетелей раздражает всех, означает пренебречь мнением многих не-Свидетелей, которые не видят в этом большой или вообще никакой проблемы.

Писатель В. Смеловский подарил мне книгу в благодарность за визит с предложением изучать Библию. В дарственной надписи он поощряет меня продолжать такую деятельность.

Разрушение семей? Угроза обществу?
Еще одна группа обвинений связана с угрозой семье и обществу со стороны Свидетелей. Например, распространено мнение, что, когда один из членов семьи становится Свидетелем Иеговы, семья распадается и в ней происходят беды. Только дело вот в чем. Любые перемены взглядов могут стать вызовом для семьи, если мало доверительного общения между ее членами. И как раз там, где такое общение уже есть или налаживается с переменой веры одного из членов семьи, разногласия постепенно прекращаются и семьи живут дальше. Счастливо или нет - зависит от усилий каждого члена по-отдельности. В литературе Свидетелей Иеговы дается много практических рекомендаций относительно семьи, брака, отношений с родственниками и воспитания детей. (2) Лично я нахожу в них много пользы и вижу как это укрепляет мою семью, хотя быть мужем и отцом мне гораздо труднее, чем писать свои книги по истории.
Это верно, что дети, которые растут в семьях Свидетелей Иеговы, не отмечают такие праздники как Новый год, день рождения, Пасха и Рождество. Но таким праздникам всегда можно найти альтернативу. Например, мы проводим специальные детские праздники с шариками, танцами, сладостями и веселыми конкурсами. Можно приглашать гостей и дарить подарки не зависимо от календаря.


Мои сыновья на Cat Party

Альтернатива касается еще одного болезненного для многих вопроса - переливания крови. Отказ Свидетелей от переливания крови и ее основных компонентов компенсируется многообразием альтернативных методов и процедур, развитию которых содействовала данная религиозная организация.
Есть и другие области, в которых упрекают Свидетелей Иеговы, но в которых все упирается в разумную альтернативу. Так Свидетели не служат в армии, но, как правило, готовы проходить гражданскую альтернативную службу. Они не голосуют на выборах, но активно участвуют в общественных работах по благоустройству города.
Порой Свидетелей обвиняют в попытках завладеть чьим-то имуществом и иных преступлениях. Но если бы это было правдой, то были бы реальные уголовные дела с именами, фактами, сроками и номерами. До сих пор я не встречал ни одного подтверждения таким обвинениям. А то, что они зачастую исходят от религиозных оппонентов, ставит их под сомнение.

Угроза устоям?
Еще одно обвинение, которое есть смысл рассмотреть - это то, что став Свидетелем человек не только отказывается от своих прежних религиозных традиций, но и от своей культуры и любых традиций своего народа.
На это отвечу просто. Не все традиции плохие. Как правило, такой человек продолжает соблюдать те традиции, которые не противоречат его новым взглядам. Став Свидетелем я не перестал есть традиционные блюда белорусской кухни и не перешел на другой язык в повседневном общении. И моя религия совершенно не мешает мне изучать историю, в том числе и своей страны, о чем свидетельствуют сотни страниц блога.
Когда Свидетелей обвиняют в поддержке интересов США, то хочется напомнить, что для продвижения своих интересов у США есть посольства и есть организации, которые получают поддержку из бюджета Соединенных Штатов. В самой Америке некоторое время назад Свидетелей обвиняли как раз таки в неподдержке интересов Родины и называли антиамериканской религией.

Выделенная фраза: "Свидетелей Иеговы часто обвиняют, что они антиамериканская религия". Источник: Пробудитесь! 8 ноября 1974 г., с 17 (англ.)

Если еще пройтись по географии, то в Израиле Свидетелей критикуют за то, что они христиане, а в Европе оппоненты зачастую считают наоборот нехристианской религией. Почему так? Об этом чуть позже.
А если вернуться к интересам Америки, то чтобы говорить предметно о каких-то конкретных интересах, нужно знать какие именно имеются в виду. За все случаи, когда я слышал или читал какую-либо критику Свидетелей в контексте американских интересов, речь шла о каких-то абстрактных интересах и притязаниях. И почти всегда под соусом конспирологических теорий о масонах, мировом заговоре, которые мне как историку трудно воспринимать всерьез.
Итак, устоям такая религия никак не грозит. Став Свидетелем Иеговы японец остается носителем японской культуры, а аргентинец – аргентинской. Даже там, где наблюдается самая высокая концентрация Свидетелей Иеговы, нет объективных сведений о разрушении культуры или устоев местной общины или целого государства.

Почему столько обвинений?
В разных странах моим единоверцам выдвигают разные обвинения, но почти всегда они исходят или активно продвигаются местной доминирующей религией. В России и Беларуси самым активным оппонентом является Православная церковь Московского патриархата. Церковь поддерживает морально и финансово ряд институтов и учреждений, которые , в свою очередь поддерживают небольшие группы активистов и отдельных лиц, которые читают лекции о вреде так называемых сект в учреждениях образования и трудовых коллективах разных организаций, публикуют статьи, дают интервью и т. п. Нередко они бывают представлены как специалисты по религиоведению, независимые эксперты, гражданские инициативные группы, и стороннему наблюдателю может казаться, что выступают специалисты, незаинтересованные в необъективной подаче материала.
В разное время мне доводилось разговаривать и переписываться с такими людьми, и при внимательном рассмотрении вопроса все претензии сводились к тому, что Свидетели стоят на пути интересов Православной церкви.
Одна из причин, почему такие активисты и эксперты бывают чаще услышаны в форме монолога, в том, что в России и Беларуси есть политика взаимодействия государства с Православием. Так, например, учреждения образования в Минске могут во исполнение такой политики приглашать с духовно-нравственными лекциями священников и православных богословов, а те, зачастую выступают именно на тему традиционных и нетрадиционных конфессий в стране. Пригласить с лекцией, скажем, лютеранского пастора для государственной или окологосударственной организации - себе дороже: такое мероприятие скорее вызовет вопросы вышестоящих чиновников и недовольство слушателей, чем даст повод отчитаться о работе в области культуры или нравственности. В результате не только Свидетели, но и члены многих других конфессий могут ошибочно восприниматься как маргиналы.


Православный священник выступает на тему "сект" перед студентами и преподавателями частного минского вуза. (3) Правда, некоторые студенты на первом фото скучают и играются с телефонами.

Если Беларусь пойдет путем России…
В Беларуси в настоящее время нет таких проблем со свободой вероисповедания, как в России. Но все может измениться, как в лучшую , так и в худшую сторону. Что я буду делать, если в Беларуси тоже запретят мою религию? Я продолжу ее исповедовать дальше. Возможно, придется просто считаться с определенными ограничениями. Может быть, мне придется принять решение: уехать из страны или остаться. Время покажет, что именно лучше будет сделать. Но отказываться от убеждений, чтобы сохранить рабочее место или свободу я точно не собираюсь. За все годы, что я являюсь Свидетелем Иеговы, я не делал ничего, что было бы злом с точки зрения здравого смысла. Поэтому мне нечего стыдиться.

Постскриптум.
Я не планирую развивать тему учений Свидетелей Иеговы или гонений на них в этом блоге. Просто пришло время высказаться по существу и я это сделал. Поэтому прошу не рассматривать его как полигон для религиозных дебатов. В комментариях допускаются отзывы как позитивные, так и критические, возможно и обсуждение интересующих читателей вопросов. Но все комментарии, призывающие к насилию или содержащие клеветническую информацию могут быть удалены. Желающие могут воспользоваться источниками и литературой для дальнейшего ознакомления с поднятыми здесь вопросами.

Сноски
(1) Текстовый репортаж слушания дела в ВС РФ 17 июля 2017 г. Доступ: https://jw-russia.org/pages/17071316-192.html
(2) Доступ по ссылке: https://www.jw.org/ru/библейские-учения/семья/
(3) Комментарий Института к фотографиям: «В целях выполнения Программы сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви на 2015-2020 гг., а также воспитания нравственно зрелой, духовно развитой личности 22 октября 2015 года в Институте предпринимательской деятельности состоялась встреча студентов и преподавателей с секретарем Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви священником Алексеем Дмитриевичем Хотеевым на тему: "Традиционная и нетрадиционная религиозность. Проблема тоталитарных сект".» доступ: http://www.uoipd.by/ru/news/490.html

Дополнительная литература
1. Иваненко С. О людях, никогда не расстающихся с Библией. Москва, 1999. — 271 с.
2. Иваненко С. Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация. Москва, 2002. — 208 с.
3. Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Сборник. Выпуск 9, СПб, 2011.
4. Монографии на тему альтернатив переливанию крови, доступные по ссылке: https://www.jw.org/ru/медицинская-библиотека/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Избранное сообщение

10 лет писанины

Когда 16 февраля 2013 года я запостил тут одну свою научную заметку , я еще не вполне представлял как дальше буду использовать этот ресурс. ...