После распада СССР в
вопросе атеизма и религии возникли
новые непростые явления, свидетельствующие
об изменении значения слов «верующий»
и «атеист» Одно из них – православный
атеизм. Возможно, впервые термин
«православный атеист» употребил А.Г.
Лукашенко, президент Беларуси, когда в
1994 г. впервые выставлял свою кандидатуру
на должность главы государства.
Эта статья
историко-филологическая, а не
религиозно-публицистическая. Ее цель
дать объяснение новым тенденциям
русского языка и постсоветской культуры,
а не хвалить или критиковать что-либо.
Поэтому ничто в ней не следует оценивать,
как оскорбление религиозных убеждений
или призыв к религиозной нетерпимости.
Речь идет только о научном анализе.
Также об атеизме разговор
пойдет только в смысле его классического
определения: атеизм – это вера в
то, что Бога нет. Ненаучно рассматривать
атеизм как наиболее точное с точки
зрения науки восприятие мироздания. Ни
атеизм, ни религия не будут восхваляться
в этой статье.
Корни православного
атеизма.
В принципе Русскую
Православную церковь можно в некоторой
степени сравнить с Коммунистической
партией Советского союза. Такой
сравнительный анализ поможет лучше
понять причину возникновения этого
явления и переноса значения слов.
Есть не вполне проверенная
информация о том, что однажды одного из
лидеров монгольских коммунистов спросил
кто-то из крестьян: «Чем отличается
марксизм от буддизма?» «Ничем», – ответил
лидер и добавил: «Я не разбираюсь в
марксизме». Большинство тех, кто считают
себя православными атеистами тоже не
разбираются в вопросах религии.
Воспитанные при советской власти в
традициях атеизма, они приняли православие
после распада СССР как часть своей
национальной культуры. Православные
праздники и традиции легко заменили им
коммунистические праздники и традиции,
а то и просто добавились к последним.
Одно легко заменило другое поскольку
и то и другое имело много общего как
можно видеть из вышеописанного.
Еще одна причина
возникновения феномена православного
атеизма коренится в упоре на обрядовую
составляющую религиозной культуры
среди большинства верующих
православных. Это явление историк и
политический деятель России начала ХХ
века П.Н. Милюков назвал «обрядоверием».
Такая практика может производить
впечатление, что главное не то, во что
ты веришь, а то, какие церемонии ты
выполняешь. Поскольку немало православных
занимаются спиритизмом и астрологией,
верят в приметы, реинкарнацию и другие
противоречащие Православию учения и
продолжают считать себя последователями
РПЦ, часть атеистов тоже может
присоединиться к ним, определяя себя
как сторонников Православной церкви
не верящих в существование Бога.
Также на взгляды
православных атеистов может оказывать
влияние общеевропейская тенденция
отхода от религии. В Европе многие церкви
закрываются по причине непосещаемости
прихожанами, для которых все большее
значение приобретает зарабатывание
денег и приобретение материальных благ,
а на религию не остается времени. Эта
тенденция начинает постепенно охватывать
и страны бывшего СССР.
Другие трансформации
в области восприятия религии и атеизма
на постсоветском пространстве.
Мне доводилось встречать
человека, который назвал себя атеистом,
но при этом считал, что Библия была
написана под руководством Бога. Этот
случай говорит о том, что в бывшем СССР
атеизм может восприниматься, по крайней
мере некоторыми, не как вера в
несуществование Бога и всего
сверхестественного, а как часть советской
культуры (русский, значит православный,
советский человек, значит атеист, не
важно во что он действительно верит).
Среди представителей
разных вероисповеданий Беларуси
преобладает мнение «Я верю, что что-то
есть», т.е. большинство верующих
представляют Бога как безликую силу,
что скорее свойственно буддизму,
чем христианству, исламу и иудаизму –
основным религиям большинства жителей
страны.
Подводя итоги.
Итак, с лингвистической
точки зрения в русском языке появилось
только одно новое выражение – «православный
атеист», отражающее согласие с обрядовой
стороной Православия, как культурного
наследия при несогласии с учениями РПЦ.
Выявляются и другие тенденции переноса
значения названия религии с системы
взглядов на совокупность традиций,
культуры и обрядов людей разных убеждений,
в том числе и возникновение «верующих
атеистов».
Это явление заслуживает
более глубокого и не менее беспристрастного
анализа. Ожидаю, что будут желающие
дополнить мое исследование, особенно
в отношении примеров описанных явлений
за пределами Беларуси и в отношении
других религий. Хотелось бы знать
существуют ли иудейские или мусульманские
атеисты и как явление и как термин. При
этом как и в случае с православными
атеистами и «верующими атеистами» речь
должна идти о сознательном и ясно
выраженной мировоззренческой позиции,
а не о формальной поддержке своей религии
на уровне представления «может быть
так оно и есть, но я об этом не задумывался»
Все наблюдения и выводы можно оставлять
в комментариях.
Также:
Моральный кодекс строителя коммунизма и Библия: две большие разницы
Должен ли ученый быть атеистом?
Также:
Моральный кодекс строителя коммунизма и Библия: две большие разницы
Должен ли ученый быть атеистом?
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.