23.02.2013

Православный атеизм и верующие атеисты


После распада СССР в вопросе атеизма и религии возникли новые непростые явления, свидетельствующие об изменении значения слов «верующий» и «атеист» Одно из них – православный атеизм. Возможно, впервые термин «православный атеист» употребил А.Г. Лукашенко, президент Беларуси, когда в 1994 г. впервые выставлял свою кандидатуру на должность главы государства.
Эта статья историко-филологическая, а не религиозно-публицистическая. Ее цель дать объяснение новым тенденциям русского языка и постсоветской культуры, а не хвалить или критиковать что-либо. Поэтому ничто в ней не следует оценивать, как оскорбление религиозных убеждений или призыв к религиозной нетерпимости. Речь идет только о научном анализе.
Также об атеизме разговор пойдет только в смысле его классического определения: атеизм – это вера в то, что Бога нет. Ненаучно рассматривать атеизм как наиболее точное с точки зрения науки восприятие мироздания. Ни атеизм, ни религия не будут восхваляться в этой статье.
Корни православного атеизма.
В принципе Русскую Православную церковь можно в некоторой степени сравнить с Коммунистической партией Советского союза. Такой сравнительный анализ поможет лучше понять причину возникновения этого явления и переноса значения слов.
РПЦ КПСС
В Российской империи была государственной структурой, управлялась соответствующей госслужбой (Синодом). После распада СССР руководство РПЦ стремится к «симфонии» (т.е. тесному сотрудничеству и гармоническому взаимодействию) с госаппаратом стран СНГ с преобладающим православным населением. Полное достижение такой симфонии может считаться в определенном смысле слиянием Церкви с государством и прекращении ее существования в качестве чисто религиозной организации. В СССР компартия была частью госапарата. Фактически страной правил лидер партии, а решения ее руководства дублировались Президиумом Верховного Совета СССР (своего рода симфония партии и правительства). КПСС никогда не была политической партией в общеупотребительном смысле этого слова (в отличии от ее предшественницы партии большевиков).
Миллионы приверженцев в Российской империи, Советском союзе, на постсоветском пространстве. Около 20 млн членов к моменту прекращения деятельности организации, не считая кандидатов в члены, членов молодежных объединений (пионеры, комсомольцы) и сочувствующих лиц.
Обладание крупными финансовыми средствами, движимым и недвижимым имуществом. То же самое
Множество спорных моментов соответствия практики иконопочитания, почетных титулов духовенства и ряда других вопросов с учениями Христа. Существенное расхождение практики строительства социализма с коммунистическими идеями Маркса, Энгельса и Ленина. (Фактически в СССР был строй государственного капитализма с элементами крепостничества в сельском хозяйстве).
Многие крещены как православные в младенческом возрасте и воспринимают Церковь как часть национальной культуры Многие вступали в компартию поскольку это делали другие.
Несогласие с вопросами вероучений как внутри православия, так и извне рассматривается как угроза государству. Несогласие с текущей линией политики КПСС и любая противоречащая ей агитация рассматриваются как угроза государству.
Поскольку в Церкви сосредоточены определенные материальные ценности, появляются люди, рассматривающие служение РПЦ как возможность сделать карьеру и заработать Многие вступают в компартию для продвижения по карьерной лестнице.
Мнение рядовых последователей Православия игнорируется руководством Церкви, когда оно находится в противоречии с политикой симфонии Церкви и государства. Рядовые члены КПСС практически не могут повлиять на решения Центрального Комитета этой организации.
Распалась во время политического кризиса, вызванного событиями октября 1917 г. на две Церкви: готовую сотрудничать с правительством большевиков и РПЦ за рубежом. Распалась на фракции во время кризиса власти в СССР, спровоцированного политикой Гласности (1988-91 гг)
Борьба с пьянством, половой распущенностью и иными пороками среди прихожан Церкви ведется поверхностно, большинство православных не живут в согласии с нравственными постулатами Церкви, поскольку отлучение им не грозит. Борьба с пьянством, половой распущенностью и иными пороками среди членов партии ведется поверхностно, из КПСС исключают достаточно редко, поэтому большинство коммунистов не придерживаются Морального кодекса строителя коммунизма.
Есть не вполне проверенная информация о том, что однажды одного из лидеров монгольских коммунистов спросил кто-то из крестьян: «Чем отличается марксизм от буддизма?» «Ничем», – ответил лидер и добавил: «Я не разбираюсь в марксизме». Большинство тех, кто считают себя православными атеистами тоже не разбираются в вопросах религии. Воспитанные при советской власти в традициях атеизма, они приняли православие после распада СССР как часть своей национальной культуры. Православные праздники и традиции легко заменили им коммунистические праздники и традиции, а то и просто добавились к последним. Одно легко заменило другое поскольку и то и другое имело много общего как можно видеть из вышеописанного.
Еще одна причина возникновения феномена православного атеизма коренится в упоре на обрядовую составляющую религиозной культуры среди большинства верующих православных. Это явление историк и политический деятель России начала ХХ века П.Н. Милюков назвал «обрядоверием». Такая практика может производить впечатление, что главное не то, во что ты веришь, а то, какие церемонии ты выполняешь. Поскольку немало православных занимаются спиритизмом и астрологией, верят в приметы, реинкарнацию и другие противоречащие Православию учения и продолжают считать себя последователями РПЦ, часть атеистов тоже может присоединиться к ним, определяя себя как сторонников Православной церкви не верящих в существование Бога.
Также на взгляды православных атеистов может оказывать влияние общеевропейская тенденция отхода от религии. В Европе многие церкви закрываются по причине непосещаемости прихожанами, для которых все большее значение приобретает зарабатывание денег и приобретение материальных благ, а на религию не остается времени. Эта тенденция начинает постепенно охватывать и страны бывшего СССР.
Другие трансформации в области восприятия религии и атеизма на постсоветском пространстве.
Мне доводилось встречать человека, который назвал себя атеистом, но при этом считал, что Библия была написана под руководством Бога. Этот случай говорит о том, что в бывшем СССР атеизм может восприниматься, по крайней мере некоторыми, не как вера в несуществование Бога и всего сверхестественного, а как часть советской культуры (русский, значит православный, советский человек, значит атеист, не важно во что он действительно верит).
Среди представителей разных вероисповеданий Беларуси преобладает мнение «Я верю, что что-то есть», т.е. большинство верующих представляют Бога как безликую силу, что скорее свойственно буддизму, чем христианству, исламу и иудаизму – основным религиям большинства жителей страны.
Подводя итоги.
Итак, с лингвистической точки зрения в русском языке появилось только одно новое выражение – «православный атеист», отражающее согласие с обрядовой стороной Православия, как культурного наследия при несогласии с учениями РПЦ. Выявляются и другие тенденции переноса значения названия религии с системы взглядов на совокупность традиций, культуры и обрядов людей разных убеждений, в том числе и возникновение «верующих атеистов».
Это явление заслуживает более глубокого и не менее беспристрастного анализа. Ожидаю, что будут желающие дополнить мое исследование, особенно в отношении примеров описанных явлений за пределами Беларуси и в отношении других религий. Хотелось бы знать существуют ли иудейские или мусульманские атеисты и как явление и как термин. При этом как и в случае с православными атеистами и «верующими атеистами» речь должна идти о сознательном и ясно выраженной мировоззренческой позиции, а не о формальной поддержке своей религии на уровне представления «может быть так оно и есть, но я об этом не задумывался» Все наблюдения и выводы можно оставлять в комментариях.

Также:
Моральный кодекс строителя коммунизма и Библия: две большие разницы
Должен ли ученый быть атеистом?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Избранное сообщение

Іван Шамякін. Першы генерал

 На прасторах сусветнай павуціны ёсць малавядомае апавяданне Івана Шамякіна "Першы генерал", якое варта прачытаць многім. Акрамя м...