Бывает, что при изучении одного из вопросов истории мы понимаем один мотив какого-то поступка определенных людей и упускаем из виду несколько других. Так, борьба с книгопечатанием вообще и с печатанием Библии в частности со стороны Православной и Католической церквей обычно привязываются к идейным мотивам. Спору нет, обе эти церкви в эпоху Средневековья и Реформации стремились подавлять всякое религиозное инакомыслие, и частью такой борьбы был контроль над распространением Библий и образования. Но есть еще как минимум один важный мотив.
Дело в том, что православные и католические монастыри были связаны с весьма прибыльным бизнесом: переписыванием и составлением книг. Книги были дорогим удовольствием. Некоторые из них в эпоху Киевской Руси стоили столько же сколько 50 коней (по данным моего преподавателя вспомогательных исторических дисциплин). Понятно, с развитием бизнеса снижалась и цена, а спрос повышался, но рукописная работа все равно стоила недешево.
В таких условиях книгопечатание выводило ситуацию из-под контроля. Бизнес рушился, и в ход пошли технологии, которыми и сегодня не брезгуют коммерсанты. Когда по телевизору показывают червей в колбасе (надеюсь, никому аппетит не испортил), то за этим часто стоит банальная конкуренция: продажа товара, который не содержит червей (но возможно содержит такие ингредиенты, что ни один червь не выдержит). Подобным образом те, кто начинал книгопечатание и особенно печатал Библию в определенных странах Европы, сталкивался с давлением местного духовенства. Такая участь постигла Ивана Федорова в России и Франциска Скорину в Великом Княжестве Литовском. Основатель европейского книгопечатания Иоганн Гуттенберг вообще умер в нищете.
С сжиганием людей дело посложнее. Прежде всего надо отметить, что такой вид казни практиковали не только католики и пресловутая инквизиция, но и православные и протестанты (см. А. Толстой "Петр первый", А. Моруа "Совесть против насилия"). Кроме устрашения, этот вид казни мог нести в себе и определенный религиозный смысл. К сожалению, у меня нет достоверной информации на этот счет, но изложу то, что знаю как возможное.
В разных источниках, между которыми связь установить не удалось, читал, что Джордано Бруно, который считается мучеником от астрономии и науки вообще сожгли не за науку, а за занятия спиритизмом и сатанизмом. Еще в одной публикации довелось видеть миниатюрную репродукцию следующей средневековой гравюры: человек горит на костре, его душа отлетает на небеса, где ее принимает ангел. Не известно, что точно хотел сказать этим автор гравюры и является ли этот персонаж грешником или наоборот мучеником в его глазах. Однако существует теория, что христианское духовенство практиковало жестокие казни с целью помочь грешникам избежать адских мук посредством кратковременных мук на земле (Кстати подобные идеи встречаются у такого философа-мистика как Ганс Христиан Андерсен, у которого девочка, наступившая на хлеб, долго стоит на этом хлебе в чистилище, а потом превращается в пчелу, которая ест мед и сахар и живет счастливо). Возможно, считалось, что чрез сожжение живьем, Церковь помогала человеку -- которого обвиняли в связи с Дьяволом как сатаниста, колдуна, вероотступника или гомосексуалиста -- приблизиться к Богу.
Разумеется, все это не может служить оправданием того, что происходило в эту тяжелую эпоху. Во многих языках выражение "средневековый" стало эквивалентом неоправданной жестокости, которую передает русское выражение "как в 37-м году". Но чтобы постичь эту эпоху как можно глубже, историку нельзя отбрасывать какие-либо мотивы и причины человеческих поступков как несущественные.
Дело в том, что православные и католические монастыри были связаны с весьма прибыльным бизнесом: переписыванием и составлением книг. Книги были дорогим удовольствием. Некоторые из них в эпоху Киевской Руси стоили столько же сколько 50 коней (по данным моего преподавателя вспомогательных исторических дисциплин). Понятно, с развитием бизнеса снижалась и цена, а спрос повышался, но рукописная работа все равно стоила недешево.
В таких условиях книгопечатание выводило ситуацию из-под контроля. Бизнес рушился, и в ход пошли технологии, которыми и сегодня не брезгуют коммерсанты. Когда по телевизору показывают червей в колбасе (надеюсь, никому аппетит не испортил), то за этим часто стоит банальная конкуренция: продажа товара, который не содержит червей (но возможно содержит такие ингредиенты, что ни один червь не выдержит). Подобным образом те, кто начинал книгопечатание и особенно печатал Библию в определенных странах Европы, сталкивался с давлением местного духовенства. Такая участь постигла Ивана Федорова в России и Франциска Скорину в Великом Княжестве Литовском. Основатель европейского книгопечатания Иоганн Гуттенберг вообще умер в нищете.
С сжиганием людей дело посложнее. Прежде всего надо отметить, что такой вид казни практиковали не только католики и пресловутая инквизиция, но и православные и протестанты (см. А. Толстой "Петр первый", А. Моруа "Совесть против насилия"). Кроме устрашения, этот вид казни мог нести в себе и определенный религиозный смысл. К сожалению, у меня нет достоверной информации на этот счет, но изложу то, что знаю как возможное.
В разных источниках, между которыми связь установить не удалось, читал, что Джордано Бруно, который считается мучеником от астрономии и науки вообще сожгли не за науку, а за занятия спиритизмом и сатанизмом. Еще в одной публикации довелось видеть миниатюрную репродукцию следующей средневековой гравюры: человек горит на костре, его душа отлетает на небеса, где ее принимает ангел. Не известно, что точно хотел сказать этим автор гравюры и является ли этот персонаж грешником или наоборот мучеником в его глазах. Однако существует теория, что христианское духовенство практиковало жестокие казни с целью помочь грешникам избежать адских мук посредством кратковременных мук на земле (Кстати подобные идеи встречаются у такого философа-мистика как Ганс Христиан Андерсен, у которого девочка, наступившая на хлеб, долго стоит на этом хлебе в чистилище, а потом превращается в пчелу, которая ест мед и сахар и живет счастливо). Возможно, считалось, что чрез сожжение живьем, Церковь помогала человеку -- которого обвиняли в связи с Дьяволом как сатаниста, колдуна, вероотступника или гомосексуалиста -- приблизиться к Богу.
Разумеется, все это не может служить оправданием того, что происходило в эту тяжелую эпоху. Во многих языках выражение "средневековый" стало эквивалентом неоправданной жестокости, которую передает русское выражение "как в 37-м году". Но чтобы постичь эту эпоху как можно глубже, историку нельзя отбрасывать какие-либо мотивы и причины человеческих поступков как несущественные.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.