При изучении истории Средних веков определенное внимание уделяется экономической роли Православия в Восточной Европе, включая Беларусь. В современной истории Беларуси эта проблема рассмотрена недостаточно хорошо. Часть тех, кто что-либо пишет по вопросам православия в РБ, уделяют большую часть своего внимания вопросам веры или культуры, обходя экономику стороной, другая часть преувеличивает отдельные моменты церковной экономической жизни. Церковь - это не моя тема как историка. Но некоторое время назад в числе выброшенных черновиков я нашел один документ и опубликовал его без комментариев. Сейчас я хотел обнародовать еще несколько моментов, интересных для объективного изучения экономической роли Православия в современной Беларуси.
С моей стороны здесь нет желания в чем-то упрекнуть религию, которую я не исповедую. Также у меня нет претензий к государству, предоставившему Белорусской православной церкви (БПЦ) самые большие льготы и привилегии по сравнению с другими конфессиями. Это проблемы государства решать кого оно будет поддерживать, а кого нет. Я постараюсь сделать несколько объективных выводов из имеющихся фактов.
БПЦ, кроме возмездной реализации предметов и услуг религиозно-обрядового характера (продажа свечей, крестиков, икон, крестильных наборов, услуги крещения, венчания, отпевания и т.д.), которые не являются продажей, по причине того, что декларативно реализуются на основании добровольных пожертвований, также имеет прямое или косвенное отношение к некоторым видам коммерческой деятельности. Это продажа разноплановых товаров и услуг и возможное участие в иных формах финансовой деятельности.
УП Диакония
Вопреки распространенному мифу, о том, что Православная церковь спаивает народ и имеет отношение к продаже сигарет, прямое предприятие Экзархата БПЦ продает только дорогие импортные вина (т.е. не те, которые обычно употребляют алкоголики), а также некоторые продукты питания. Никакой табачной продукции через эту сеть не продается, во всяком случае, объективных данных на сей счет не имею. УП Диакония позиционирует себя как обыкновенное коммерческое предприятие. В отличии от издательства "Благовест", которое формально не принадлежит БПЦ и в котором, согласно заявленному на сайте издательства, работают "верующие воцерковленные люди", в Диаконии может работать человек далекий от религии или иноверец. Связь с БПЦ практически не афишируется, ключевым критерием для сотрудника является профессионализм, а не религиозность или определенный набор нравственных ценностей.
Многофункциональный комплекс Дом милосердия
На территории комплекса в рамках благотворительного фонда "Элеос" работает одноименный медицинско-косметологический центр. В данном случае формально коммерческого предприятия нет, а есть только благотворительное предприятие прихода Храма всех святых. Но в нем работают люди на возмездной основе независимо от своего отношения к религии, а из устной информации мне известно, что цены в нем ориентированы на средний класс и состоятельных людей. Есть серьезное отличие от Диаконии - привязка центра к традициям Православия. Также на территории этого комплекса находится центр компании "Вольво". В каких отношениях со Всехсвятским приходом находится эта структура (совместное владение, аренда или что-то еще) мне не известно, поэтому оставляю этот вопрос открытым.
Домик ближе -- трапезная Дома милосердия, здание далее -- Центр продаж "Вольво"
Собственно Дом милосердия. В здании есть церковь или часовня, идут богослужения.
Кстати у меня есть также устная информация о том, что БПЦ также является акционером ООО "Европейские вина". Также светская коммерческая структура Отель "Монастырский" находится в стенах бывшего монастыря на территории, прилегающей к главному храму БПЦ - Святодуховскому кафедральному собору, и к резиденции экзарха БПЦ. Поэтому не исключаю некоторого коммерческого участия Церкви в данном предприятии. Однако за отсутствием документальных доказательств воздерживаюсь от дальнейших рассуждений по этому вопросу.
Отель "Монастырский". Налево от него -- Святодуховский кафедральный собор, главный православный храм страны. Также соседствует с резиденцией митрополита Белорусской Православной церкви.
Издательство Экзархата и Дом православной книги.
Одним из крупных источников дохода БПЦ является возмездная реализация православной литературы. В г. Минске этим занимается Дом православной книги на ул. Берестянской 17. Кроме печатной литературы, аудио и видеоматериалов оно реализует церковную утварь. Ни Дом ни само издательство не входят в Единый государственный реестр юрлиц и предпринимателей, возможно по причине того, что декларативно реализация идет за добровольные пожертвования.
Реабилитационный центр "Анастасис" Жировичского монастыря.
При самом известном православном монастыре Беларуси действует реабилитационный центр для лечения различных видов наркотической зависимости. Месяц реабилитации обходится в 6000000 руб. (пожертвованием), поэтому его можно охарактеризовать как медицинское заведение преимущественно для представителей верхнего среднего класса и богатых.
Из медицинских и реабилитационных предприятий, напрямую принадлежащих экзархату БПЦ можно вспомнить и медицинский центр "Самарянин", вычеркнутый из ЕГР РБ 24.03.1997. Но это уже прошедшая история.
Иные виды экономической деятельности
В Минске регулярно проходят ярмарки с участием православных монастырей, на которых реализуется не только церковная утварь и литература, но и товары широкого потребления, например, мед. Каждый монастырь является самостоятельной хозяйственной структурой. Помимо этого по всему городу можно найти церковные лавки, в которых помимо церковных предметов время от времени реализуются иные товары, например, детские игрушки-сумки.
Есть и большое количество точек сбора пожертвований на строительство церквей и иные нужды БПЦ в подземных переходах и крупных торговых центрах. Коммерческие предприятия при этом доли от пожертвований, насколько я знаю, не имеют, как правило только обменивают мелкие деньги на крупные.
Из этого можно заключить, что БПЦ активно участвует в экономической жизни страны, создавая ряд рабочих мест на светских предприятиях и аккумулируя значительные финансовые средства. При этом финансовая эффективность церковных и околоцерковных предприятий отчасти объясняется ее многообразием: разные виды товаров и услуг, разные целевые аудитории, включающие людей не имеющих интереса к церковной жизни, и разные формы участия в экономике. И эти финансовые возможности дают БПЦ рычаги влияния на общественную жизнь, медийное пространство, сферу образования, культуру и вообще новейшую историю Беларуси. В какой степени она использует эти рычаги мне не известно.
***
Если у кого-нибудь будут подробности и дополнения историко-экономического характера, пишите комментарии. Но не приветствуются комментарии, призывающие к религиозной розни или связанные с распространением непроверенной информации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.