04.04.2016

Два фильма о врачах

По определенным соображениям я не буду давать здесь названия этих фильмов. Только опишу свои впечатления об отдельных эпизодах.

Мне довелось отрывками посмотреть два сериала о врачах. Один американский, другой российский. Второй в чем-то списан с первого. Сюжет обоих -- настоящее время т.е. середина 2010-х.

И там, и там врачи разных национальностей и судеб, работающие в одной больнице, спасают жизни (обычно с переменным успехом: пара смертей почти в каждой серии), а в перерывах блудят и устраивают личную жизнь. Большинство героев свою работу любят, несмотря на трудности.

Такие фильмы в какой-то мере являются зеркалом общества ибо герои, особенно главные, "не от мира сего" означают полный коммерческий провал и уход "в кино не для всех". Поэтому интересно было заметить, что именно отражают такие зеркала.

В американском сериале есть культ работы как возможности карьерного роста и успеха. Причем успех по-американски это не только и не столько деньги, сколько достижение чего-то. Например, прорыв в развитии медицины, возможность дослужиться от медсестры до главврача. А деньги и слава тут прилагаются к достижению.

В российском аналоге работа врача -- это его миссия, служение, которые вознаграждаются признательностью пациента (в лучшем случае), но это никак не связано с деньгами или карьерным ростом, порой даже наоборот, герой избегает повышения, чтобы работать и служить людям дальше.

В американском сериале встречается положительный образ супружеской пары лесбиянок. В России положительный образ "голубого" встречается в сериале "Не родись красивой", где нетрадиционная ориентация персонажа выглядит как некая экзотика, и сам он иностранец. Но в сериале про врачей и положительные, и отрицательные герои занимаются блудом только с лицами противоположного пола. Причем единственный непьющий "девственник" в конце концов начинает употреблять алкоголь и жить с девушкой.

В американском фильме большое разнообразие рас. Это обязательное требование для стандартного американского фильма: лица монголоидной и негроидной расы должны быть представлены среди положительных героев, особенно, если они могут встретиться среди отрицательных.

В российской варианте почти все герои -- русские, славянской внешности, но поднимается проблема мигрантов восточного происхождения (часто они фигурируют в эпизодах как положительные и отрицательные герои). При этом соблюдается местное негласное правило кинематографа: образ православного священника должен быть только положительным.

Оба фильма затрагивают болевые точки современного общества. Но, надо признать, в Америке их меньше: один из эпизодов был посвящен стрельбе в больнице, где террорист приобрел большое количество  патронов на акции в магазине, но взял только часть из них, т. к. решил захватить фляжку с водкой и жалел, что не может пристрелить всех, кого собирался.

А вот российский фильм просто кричит о бедах своего времени. Много внимания уделяется бедности россиян, беспределу чиновников, полицейских и крупных бизнесменов, национальным конфликтам в Москве, коррупции, дедовщине в армии и круговой поруке на государственной службе (когда наказать надо хоть кого-нибудь, если есть жалоба на учреждение).

Остальные проблемы (семья, отношения полов, опекунство над детьми) скорее международные и показаны в обоих фильмах.

Наконец, интересен подход к лечению там и там. В американском фильме врачи решаются не перелить кровь умирающему пациенту и признают, что переливание крови -- не панацея. Также уважают право индейца отказаться от операции по пересадке органа.

В России же отношения врача и пациента рассматриваются так: "я Тарзан, ты Джейн, я с тобой делаю, что считаю нужным". Поэтому переливание крови там проводят вопреки желанию матери пациента (ее верования представлены абстрактно без указания конкретной религии) и достигают успеха. Таким же образом пересадка органов "пробивается" несмотря на изначальное нежелание родителей умершего. А связь между некоторыми видами прививок и детскими заболеваниями подчеркнуто недоказана в устах одного из главных героев.

Интересно, что в определенном смысле современная Россия повторяет путь США 1940-50-х гг. Интересно и было бы увидеть куда в дальнейшем "прикатятся" оба этих государства...

1 комментарий:

  1. Приходится вносить правочки. Российский фильм всё же скорее не ненамеренное свидетельство о больших проблемах большой страны, а часть государственной политики по грамотной критике существующего строя и порядков. Такой критикой, подчас весьма жесткой, занимаются доверенные лица президента РФ и она может включать вполне громкие вещи, но при этом оставаться в определенных рамках. Но это тема отдельного непредвзятого исследования.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Избранное сообщение

Іван Шамякін. Першы генерал

 На прасторах сусветнай павуціны ёсць малавядомае апавяданне Івана Шамякіна "Першы генерал", якое варта прачытаць многім. Акрамя м...