18.03.2021

Пиянзины. Часть 3. Семейный архив и рабочие документы

 Оцифровка архива Дмитрия Семёновича Пиянзина (1928-2019) продолжается. Как я обещал во 2-й части, здесь я опубликую некоторые документы моей тети, Светланы Дмитриевны Пиянзиной (1955-2001) и часть рабочих документов моего деда.

Светлана Дмитриевна Пиянзина

Младшая дочь моего деда, как и моя мама, закончила Институт Культуры и проработала всю свою жизнь библиотекарем. В середине 1980-х она проработала какое-то время в Чехословакии. Потом вернулась в Минск и работала в разных библиотеках. Как и большинство непубличных людей, она просто делала свою работу без которой невозможно нормальное функционирование общества. Например, когда в 2000 году в школах Минска катастрофически не хватало учителей из-за низких зарплат, Светлана Дмитриевна помимо работы библиотекарем в средней школе 191, вела уроки у некоторых классов.

В подростковые годы и в юности тетя снабжала меня книгами из школьной библиотеки и этим способствовала формированию во мне любви к чтению, которая, похоже, передалась и моим детям. Также она заставляла меня писать диктанты на каникулах и учить английский методом карточек: она делала карточки-перевертыши на библиотечных формулярах. Позднее, этим методом я запомнил много слов английского языка и также учил лексику некоторых других языков самоучкой. Жалею, что не сказал ей за это спасибо.

Был вопрос, в котором у нас шли жаркие споры: религия. Моя тетя была убежденной православной и пыталась привить мне свои ценности. Когда я был атеист, она однажды привела меня в церковь, и я помню то, что чувствовал себя там не в своей тарелке. А когда я стал верующим, но "сектантом", то именно с тихой и сдержанной тетей у меня были самые жаркие споры. Но сейчас я благодарен ей за это. Во-первых, я сам не пускаю на самотек воспитание моих детей (а для нее я был как сын), поэтому я ее прекрасно понимаю сейчас; во-вторых, благодаря тете я основательно ознакомился с критикой своей религии и, как это ни парадоксально, я только больше утвердился в своих убеждениях :). Кстати, одна из притч моей тети и мои выводы по ней попали в этот блог.

Светлана Дмитриевна не была замужем практически всю свою жизнь. Ее отношения с разными мужчинами не складывались по разным причинам, но оказалось, что за несколько дней до своей трагической смерти она тайно вышла замуж за Игоря Николаевича Алешкевича, с которым встречалась последние годы своей жизни, но который крайне не нравился ее родителям.

Тетя Света умерла 10 декабря 2001 г. по пути на подработку: кроме работы библиотекарем, она подрабатывала уборщицей в школе в соседнем с основной работой квартале. Она бежала в эту школу по глубокому снегу в шубе и погибла мгновенно от обширного кровоизлияния в мозг. Это была первая смерть близкого человека в моей жизни.

С.Д. Пиязнзина в молодые и зрелые годы

Свидетельство о рождении Светланы Пиянзиной: она родилась в Стендале (ГДР), где Дмитрий Семёнович проходил службу. Интересно, что документ выдан уже советским консульством в Магдебурге спустя несколько месяцев после ее рождения.

Вот такой набор документов мог быть у советской леди 1970-80-х гг.


Комсомольский билет Светланы Дмитриевны. Когда она была студенткой, взнос составлял 2 копейки, а с зарплаты отчисления шли уже 10 копеек с 45 руб, 40 коп с 77-80 руб и  50 коп со 100 руб. Последний взнос зафиксирован за ноябрь 1982 года. Пошла ли потом тетя в компартию - не знаю...



А взнос в профсоюз уже колебался по неизвестному мне принципу: 80 коп, потом 20 коп, потом 40 коп, 5 коп, снова 20 коп, 80 коп и рубль в 1982 г.

Помимо гражданской специальности библиотекаря, Светлана Дмитриевна имела военно-учетную специальность: медсестра гражданской обороны. Это было обычное дело для советской женщины.

В 1983 г. С.Д. Пиянзина была награждена почетной грамотой за успехи в коммунистическом воспитании детей во время работы в детской библиотеке. Вскоре после этого она уехала на несколько лет в ЧССР, что для советского человека было очень круто (как сейчас получить грин-карту в США).

Рабочие документы Д.С. Пиянзина

Рабочие документы моего деда начинаю публиковать не в хронологическом порядке, а в порядке их доступности моим рукам и техническим средствам. Знаю, что это не совсем методически грамотно, но это лучшее, что я могу сделать в своих обстоятельствах. Начну с диапозитивов для ДОСААФ.


Эти диапозитивы начала 80-х были предназначены для иллюстрирования политинформации на занятиях в технической школе ДОСААФ, где Д.С. Пиянзин работал после ухода из армии в звании подполковника.
Кроме готовых заказанных из Ленинграда диапозитивов, в запасе Дмитрия Семеновича были пластмассовые рамки для новых слайдов. Последние были прочнее хрупких рамок завода-изготовителя.


Надо признаться, большой важности информация на позитивах не представляет: это обычная подборка советских цифр и фактов политинформации, которые никак не проверишь. Но интерес моего деда к техническим средствам обучения и наглядности безусловно, был новаторством для того времени. Сегодня использование электронных презентаций в публичных выступлениях также считается хорошим тоном для докладчика.

Еще одна интересная деталь того времени: обязательная цитата слов действующего генсека КПСС.
Цитата слов Андропова на первом слайде одной из экономических подборок

Цитата слов Черненко на первом слайде другой подборки.

На этом месте делаю паузу. Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Избранное сообщение

10 лет писанины

Когда 16 февраля 2013 года я запостил тут одну свою научную заметку , я еще не вполне представлял как дальше буду использовать этот ресурс. ...