Продолжаю писать про архив своего деда, Дмитрия Семеновича Пиянзина. В предыдущем посте было много документов, а в этом будем больше фотографий. У меня их полный советский тяжелый чемодан, где разместился основной архив моего деда. Для удобства я разделил снимки на несколько групп и подгрупп. Чтобы не перегружать один пост обилием информации, я решил поделить его на два поста. В этом сообщении будет группа личных фото Дмитрия Семеновича и его семьи, которые по каким-то причинам оказались в архиве, а не личных альбомах, а также фотографии с нескольких учений, где побывал мой дед. В следующем будет больше о его преподавательской работе как в армии, так и в ДОСААФе. Из-за того, что практически весь архив находится в россыпи, не все, что я публикую, будет в строгом хронологическом порядке.
Личные фото Пиянзиных и их друзей и коллег 1940-е-80-е гг.
Фотографии с подписями и без
Фото Дмитрия Семёновича Пиянзина (1928-2019) моего деда, на тот момент старшего лейтенанта Политотдела Бранденбургского корпуса. 8 июня 1953 г.
Не помню, чтобы у моего деда был брат по имени Павел, поэтому предположу, что это его товарищ по учебе в Сыранском пехотном училище. 1950 г.
Дед пишет бабушке: "Любимой Нинусеньке от Димы. Вспомним, когда будем вместе. Февраль 1952 г. Германия"
Еще 3 фото рубежа 40-х-50-х гг. Верхнее интересно тем в каких вагонах ездили в те годы военные нижних чинов. А нижнее из серии "нарочно не придумаешь": военный взгромоздился на статую оленя на фоне лозунга, где нарушитель армейской дисциплины объявлялся предателем
"На память Нине от Вовика. Фотографировали 8.02.1948 года." Предположу, что это племянник моей бабушки, так как ее отец погиб на фронте.
"На память любимой жинке Ниночке от мужа Дмитрия. Вспоминай наше первое знакомство и прошлые счастливые для нас с тобой дни. Дима 20.02.51 г. Германия"
Однокурсник деда: "На память и при том на хорошую. Помни СПУ, ведь оттуда мы начинали главный путь. Дмитрию от Николая. Г. Сызрань. 2.10.50"
А на этом фото, подаренном дедом своей жене, он с сослуживцами Валентином и Владимиром в Германии. Апрель 1952 г.
"Другу Димке от Тольки в память о нашей совместной службе вдали от Родины. Германия. Июнь 1952 года"
Это фото 18(?).2(?).51 дед тоже посвятил бабушке. Чернильной ручкой сделана надпись деда, а пометки карандашом латинскими буквами видимо сделал немец, проявлявший фото?
"На долгую память любимой дочьке Людочке от папы. Германия 1954 год. Г. Кведлинбург. 6 апреля", пишет дед моей матери. (орфография сохранена -- А.Б.)
А это уже дед пишет своим родителям из Украины: "Дорогим моим родителям от сына Дмитрия С. Пиянзина в день рождения 2.11. 62 г. Г. Нестеров Львовской обл."
Бабушка, Нина Николаевна еще Староверова (1926-2003) во время учебы в техникуме Казани на фармацевта "отжигает" по-молодому: "орегеNал не вечен, но копия без смертна. Пусть хоть не я, но тень моя хранится вечно у Вас. Последние годы студенчества 2(4?) курс медшколы. Мамочки и моим дорогим от Нины. 25.05.48 г." (орфография сохранена -- А.Б.)
Школьная подруга бабушки: "17 августа 1948 года. В память, Нина, нашей дружбы школьных дней. От Розы Варламовой"
Встреча со старыми большевиками Львова в Нестерове в июле 1963 г. в связи с 60-летием КПСС. Имена большевиков обозначены на этой надписи, а на другом подобном фото обозначены имена военных слева направо: "ст. лейтенант Стратилатов, капитан Кучеров В., подполковник Ефимов Ан. Ив., майор Пиянзин Д.С., майор Янакаев Юр. Хам., майор Стройков Н. К."
В Брестской крепости в 1967 г. Неясно был ли Д.С. Пиянзин здесь с какой-то семьей или, скорее в составе какого-то коллектива на экскурсии.
Среди военно-коммунистических и семейно-бытовых фото выделяются эти два снимка. Не помню, кого это хоронят и когда именно. Возможно, трагически погибшего или скоропостижно скончавшегося брата моей бабушки Рафаила Староверова, однако уверенности на этот счет не имею. Но эти снимки — пример глубоко укоренившихся православных похоронных традиций в СССР за пределами семей военных и партийных чиновников. Мужчина был рабочим или служащим невысокого ранга, и у изголовья гроба есть венок с надписью "рабоч" (видимо, от "рабочего коллектива" или "от рабочих завода").
Учения, маневры, встречи и проверки
Дмитрий Семенович занимался в основном преподавательской работой в армии: обучение морально-психологической подготовке войск к войне. Специализация означала присутствие на различных учениях, маневрах и проверках советской армии. Об этом сохранились фотографии конца 60-х - начала 70-х гг. По всей вероятности, это были отчетные фотографии, в большинстве своем, поэтому они мало что говорят о качестве проведенных мероприятий. Однако они интересны тем, что передают дух времени и на них реальные люди, знаменитые и не очень.
Эти фото отдыха солдат и офицеров на привале могут относиться ко времени учений "Днепр" (1967)
Здесь на ленинском уголке стрелковой роты можно разглядеть слова о 50-летии Октябрьской революции. Из этого делаю вывод, что ситуация на этом и предыдущих фото относится к событиям осени 1967 г. и к учениям "Днепр".
А здесь уже без проблем можно видеть слова "50 летие Октябрьской (революции)", что относит эту группу фото к "Днепру-67".
А эти два снимка, вероятно, относятся к учениям "Двина" в марте 1970 г. В архиве Д.С. Пиянзина есть фото плакатов с награждениями войск за учения "Днепр" и "Двина", а обстановка по времени совпадает с этими двумя армейскими мероприятиями.
На этих фото проходит какой-то симпозиум представителей армий СССР и Польской Народной Республики. Поиск по фото в разных системах пока не дал мне результатов, которые позволили бы установить людей или время и название мероприятия.
Офицеры на пикнике. Д.С. Пиянзин крайний слева. Фото с распитием спиртного, разумеется, сделано не на агитационные стенды, а на память участникам встречи.
По этому фото сложно установить детали. Мужчина слева вероятно ветеран войны, рядом стоит Д.С. Пиянзин уже подполковник, значит это 1970-е гг., потом еще один неопознанный поисковиком подполковник и один такой же неопознанный мужчина в штатском.
Это не расстрел врагов народа, а проверка навыков офицеров по стрельбе из пистолета. Возможно это фото относится к серии "Днепр-67", но это могут быть обычные нормативы.
Судя по качеству фото я бы отнес его к "Днепр-67", но это может быть просто фото встречи с советским чиновником в штатском в центре.
Подполковник Д.С. Пиянзин посещает зенитную часть или специальную выставку техники. 70-е или начало 80-х.
Пока офицеры обсуждают технику, солдат вытирает нос. Нарочно не придумаешь.
Кто был этот ребенок? Не я ли? Уже не узнаешь, но присутствие ребенка на таком мероприятии говорит о том, что ничего секретного тут не было, вероятнее всего, выставка техники в воинской части, куда заинтересованных лиц привезли на автобусах.
Спецмашины и защитная маскировка
Одним из самых крупных проектов моего деда был фильм для морально-психологической подготовки солдат, снятый в военном городке Печи, на исчезнувшей в настоящее время "инженерке". Кажется, фильм был снят в конце 1970-х или 1980 г. По сюжету солдаты преодолевали различные препятствия, включая проход через огненное заграждение и вели имитацию боя под шум холостых патронов и взрывпакетов.
Позднее я видел показательные выступления военных в этих сооружениях в 90-е гг. Это уже было чем-то обыденным для армии. Но на конец брежневской эпохи фильмы с подобным сюжетом были передовой технологией обучения для советских военных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.