20.07.2017

Мне нечего стыдиться

17 апреля 2017 года Верховный суд России принял решение, которое в очередной раз сделало страну нарушителем прав человека. (1) Хотя это решение не затрагивает моих свобод, как гражданина страны, где в большей мере уважают права человека, мне пришлось еще раз осмыслить некоторые важные моменты.
И я снова прихожу к выводу, что мне нечего стыдиться. Дело в том, что я уже много лет исповедую религию Свидетелей Иеговы. Религию, которую неправомерно обвиняют в экстремизме в соседней мне стране. Хотя мой блог посвящен другим вопросам, я решил написать несколько мыслей о том, почему я не стыжусь своего выбора религии. Это позволит ответить на вопросы, которые могут подниматься в будущем. В конце сообщения я оставлю ссылки на дополнительные источники и литературу.

Экстремизм?
Если внимательно посмотреть на суть обвинений в экстремизме моих единоверцев в РФ, то никакого экстремизма в обычном понимании этого слова нет и в помине. В литературе Свидетелей нет призывов к насилию, нет и высказываний о неполноценности других людей по тому или иному признаку. В доказательство этого приведу такой факт. У нас в Беларуси вся религиозная литература, ввозимая в страну, проходит обязательную государственную экспертную оценку, без которой распространение такой литературы невозможно. И вся литература Свидетелей Иеговы, включая издания, "забракованные" в России, успешно проходит такую экспертизу. В то же время издания действительно экстремистского содержания также запрещены в Беларуси. В чем разница? В Беларуси оценку проводят независимые эксперты, работающие в компетентных государственных органах, а в России это нередко лица заинтересованные в запрете определенной литературы и порой не имеющие нужной компетенции в области религии и права.
Подробности этого вопроса оставляю желающим на самостоятельное рассмотрение. В интернете и библиотеках можно найти достаточно разносторонней информации.

Мешаем другим жить?
Одно из обвинений против моих единоверцев в России связано с их разговорами о Библии с другими людьми. Частично негативное отношение к таким разговорам связано с тем, что многие жители и Беларуси, и России рассматривают тему религии как очень личную и в целом не приветствуют выражение любых религиозных чувств и убеждений публично.
Но скажу о своем личном наблюдении. Я уже не один год делюсь своими взглядами с другими людьми и, как правило, не жду, когда меня другие о чем-то сами спросят. Заметил, что большинство моих собеседников просто равнодушны к религии, некоторые проявляют кратковременный или продолжительный интерес к таким разговорам, а еще меньшее число людей реагирует раздражительно или даже агрессивно. Причем среди "агрессоров" далеко не все сознательно ненавидят Свидетелей Иеговы. Значительная часть - это те, кто вспылил под настроение, был пьян или имел неправильное представление о цели таких разговоров. Получается, большинству все равно, подходят к ним Свидетели Иеговы или нет. И есть определенный пласт тех, кто не хочет быть Свидетелем, но готов на разговоры с ними или любит читать их литературу. Самые разные люди благодарили меня лично за участие в такой деятельности. Не думаю, что эти наблюдения только у меня такие. Поэтому считать, что проповедническая деятельность Свидетелей раздражает всех, означает пренебречь мнением многих не-Свидетелей, которые не видят в этом большой или вообще никакой проблемы.

Писатель В. Смеловский подарил мне книгу в благодарность за визит с предложением изучать Библию. В дарственной надписи он поощряет меня продолжать такую деятельность.

Разрушение семей? Угроза обществу?
Еще одна группа обвинений связана с угрозой семье и обществу со стороны Свидетелей. Например, распространено мнение, что, когда один из членов семьи становится Свидетелем Иеговы, семья распадается и в ней происходят беды. Только дело вот в чем. Любые перемены взглядов могут стать вызовом для семьи, если мало доверительного общения между ее членами. И как раз там, где такое общение уже есть или налаживается с переменой веры одного из членов семьи, разногласия постепенно прекращаются и семьи живут дальше. Счастливо или нет - зависит от усилий каждого члена по-отдельности. В литературе Свидетелей Иеговы дается много практических рекомендаций относительно семьи, брака, отношений с родственниками и воспитания детей. (2) Лично я нахожу в них много пользы и вижу как это укрепляет мою семью, хотя быть мужем и отцом мне гораздо труднее, чем писать свои книги по истории.
Это верно, что дети, которые растут в семьях Свидетелей Иеговы, не отмечают такие праздники как Новый год, день рождения, Пасха и Рождество. Но таким праздникам всегда можно найти альтернативу. Например, мы проводим специальные детские праздники с шариками, танцами, сладостями и веселыми конкурсами. Можно приглашать гостей и дарить подарки не зависимо от календаря.


Мои сыновья на Cat Party

Альтернатива касается еще одного болезненного для многих вопроса - переливания крови. Отказ Свидетелей от переливания крови и ее основных компонентов компенсируется многообразием альтернативных методов и процедур, развитию которых содействовала данная религиозная организация.
Есть и другие области, в которых упрекают Свидетелей Иеговы, но в которых все упирается в разумную альтернативу. Так Свидетели не служат в армии, но, как правило, готовы проходить гражданскую альтернативную службу. Они не голосуют на выборах, но активно участвуют в общественных работах по благоустройству города.
Порой Свидетелей обвиняют в попытках завладеть чьим-то имуществом и иных преступлениях. Но если бы это было правдой, то были бы реальные уголовные дела с именами, фактами, сроками и номерами. До сих пор я не встречал ни одного подтверждения таким обвинениям. А то, что они зачастую исходят от религиозных оппонентов, ставит их под сомнение.

Угроза устоям?
Еще одно обвинение, которое есть смысл рассмотреть - это то, что став Свидетелем человек не только отказывается от своих прежних религиозных традиций, но и от своей культуры и любых традиций своего народа.
На это отвечу просто. Не все традиции плохие. Как правило, такой человек продолжает соблюдать те традиции, которые не противоречат его новым взглядам. Став Свидетелем я не перестал есть традиционные блюда белорусской кухни и не перешел на другой язык в повседневном общении. И моя религия совершенно не мешает мне изучать историю, в том числе и своей страны, о чем свидетельствуют сотни страниц блога.
Когда Свидетелей обвиняют в поддержке интересов США, то хочется напомнить, что для продвижения своих интересов у США есть посольства и есть организации, которые получают поддержку из бюджета Соединенных Штатов. В самой Америке некоторое время назад Свидетелей обвиняли как раз таки в неподдержке интересов Родины и называли антиамериканской религией.

Выделенная фраза: "Свидетелей Иеговы часто обвиняют, что они антиамериканская религия". Источник: Пробудитесь! 8 ноября 1974 г., с 17 (англ.)

Если еще пройтись по географии, то в Израиле Свидетелей критикуют за то, что они христиане, а в Европе оппоненты зачастую считают наоборот нехристианской религией. Почему так? Об этом чуть позже.
А если вернуться к интересам Америки, то чтобы говорить предметно о каких-то конкретных интересах, нужно знать какие именно имеются в виду. За все случаи, когда я слышал или читал какую-либо критику Свидетелей в контексте американских интересов, речь шла о каких-то абстрактных интересах и притязаниях. И почти всегда под соусом конспирологических теорий о масонах, мировом заговоре, которые мне как историку трудно воспринимать всерьез.
Итак, устоям такая религия никак не грозит. Став Свидетелем Иеговы японец остается носителем японской культуры, а аргентинец – аргентинской. Даже там, где наблюдается самая высокая концентрация Свидетелей Иеговы, нет объективных сведений о разрушении культуры или устоев местной общины или целого государства.

Почему столько обвинений?
В разных странах моим единоверцам выдвигают разные обвинения, но почти всегда они исходят или активно продвигаются местной доминирующей религией. В России и Беларуси самым активным оппонентом является Православная церковь Московского патриархата. Церковь поддерживает морально и финансово ряд институтов и учреждений, которые , в свою очередь поддерживают небольшие группы активистов и отдельных лиц, которые читают лекции о вреде так называемых сект в учреждениях образования и трудовых коллективах разных организаций, публикуют статьи, дают интервью и т. п. Нередко они бывают представлены как специалисты по религиоведению, независимые эксперты, гражданские инициативные группы, и стороннему наблюдателю может казаться, что выступают специалисты, незаинтересованные в необъективной подаче материала.
В разное время мне доводилось разговаривать и переписываться с такими людьми, и при внимательном рассмотрении вопроса все претензии сводились к тому, что Свидетели стоят на пути интересов Православной церкви.
Одна из причин, почему такие активисты и эксперты бывают чаще услышаны в форме монолога, в том, что в России и Беларуси есть политика взаимодействия государства с Православием. Так, например, учреждения образования в Минске могут во исполнение такой политики приглашать с духовно-нравственными лекциями священников и православных богословов, а те, зачастую выступают именно на тему традиционных и нетрадиционных конфессий в стране. Пригласить с лекцией, скажем, лютеранского пастора для государственной или окологосударственной организации - себе дороже: такое мероприятие скорее вызовет вопросы вышестоящих чиновников и недовольство слушателей, чем даст повод отчитаться о работе в области культуры или нравственности. В результате не только Свидетели, но и члены многих других конфессий могут ошибочно восприниматься как маргиналы.


Православный священник выступает на тему "сект" перед студентами и преподавателями частного минского вуза. (3) Правда, некоторые студенты на первом фото скучают и играются с телефонами.

Если Беларусь пойдет путем России…
В Беларуси в настоящее время нет таких проблем со свободой вероисповедания, как в России. Но все может измениться, как в лучшую , так и в худшую сторону. Что я буду делать, если в Беларуси тоже запретят мою религию? Я продолжу ее исповедовать дальше. Возможно, придется просто считаться с определенными ограничениями. Может быть, мне придется принять решение: уехать из страны или остаться. Время покажет, что именно лучше будет сделать. Но отказываться от убеждений, чтобы сохранить рабочее место или свободу я точно не собираюсь. За все годы, что я являюсь Свидетелем Иеговы, я не делал ничего, что было бы злом с точки зрения здравого смысла. Поэтому мне нечего стыдиться.

Постскриптум.
Я не планирую развивать тему учений Свидетелей Иеговы или гонений на них в этом блоге. Просто пришло время высказаться по существу и я это сделал. Поэтому прошу не рассматривать его как полигон для религиозных дебатов. В комментариях допускаются отзывы как позитивные, так и критические, возможно и обсуждение интересующих читателей вопросов. Но все комментарии, призывающие к насилию или содержащие клеветническую информацию могут быть удалены. Желающие могут воспользоваться источниками и литературой для дальнейшего ознакомления с поднятыми здесь вопросами.

Сноски
(1) Текстовый репортаж слушания дела в ВС РФ 17 июля 2017 г. Доступ: https://jw-russia.org/pages/17071316-192.html
(2) Доступ по ссылке: https://www.jw.org/ru/библейские-учения/семья/
(3) Комментарий Института к фотографиям: «В целях выполнения Программы сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви на 2015-2020 гг., а также воспитания нравственно зрелой, духовно развитой личности 22 октября 2015 года в Институте предпринимательской деятельности состоялась встреча студентов и преподавателей с секретарем Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви священником Алексеем Дмитриевичем Хотеевым на тему: "Традиционная и нетрадиционная религиозность. Проблема тоталитарных сект".» доступ: http://www.uoipd.by/ru/news/490.html

Дополнительная литература
1. Иваненко С. О людях, никогда не расстающихся с Библией. Москва, 1999. — 271 с.
2. Иваненко С. Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация. Москва, 2002. — 208 с.
3. Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Сборник. Выпуск 9, СПб, 2011.
4. Монографии на тему альтернатив переливанию крови, доступные по ссылке: https://www.jw.org/ru/медицинская-библиотека/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Избранное сообщение

Іван Шамякін. Першы генерал

 На прасторах сусветнай павуціны ёсць малавядомае апавяданне Івана Шамякіна "Першы генерал", якое варта прачытаць многім. Акрамя м...