В некотором смысле этот пост - продолжение предыдущего поста о моих предках. Однако в этом сообщении будет и про мою маму - Людмилу Дмитриевну Берестовскую (1953-2022), дочь Д.С. Пиянзина. Однажды я писал про ее школьный дневник. В этот раз будет немного ее разнообразных воспоминаний.
Люда Пиянзина в начале 1970-х на фоне Дома Кино (теперь Костел Симеона и Елены) на пл. Ленина (Независимости) в Минске.Работа Пиянзина в ДОСААФ
После ухода из армии в 1980 г. Д.С. Пиянзин короткое время проработал преподавателем Института физкультуры.
Немного воспоминаний Людмилы Берестовской
Моя мама много рассказывала мне о своей жизни. Некоторые воспоминания представляют собой интерес и для широкого круга читателей.
Например, часть детства Люды Пиянзиной прошла в Восточной Германии. Она мало что помнила из этого времени, но вспоминала как однажды пришлось прятаться в подъезде какого-то жилого дома от немецких мальчишек, которые стали бить ее вместе с подругой и натирать лицо до боли рыхлым снегом. Речь их Люда не понимала, поэтому причина нападения осталась неизвестной. Недавно случайный попутчик в троллейбусе, служивший в 80-е гг. в советской армии в ГДР, рассказал, что в одной из зданий, где было их расположение, окна были заложены кирпичом, чтобы никто не мог ничего туда бросить. Впрочем, били ли те хулиганы мою маму как дочь русских оккупантов или просто как девочку уже не узнаешь.
Некоторое время Пиянзины жили в Украине. Мама вспоминала, что они снимали частный дом, держали птицу и поросенка, которые потом были съедены. Помнила, что недалеко было кладбище, на котором часто хоронили под музыку (тоже дух советских времен) и это ее пугало.
Когда Люда Пиянзина переехала с родителями в Минск в 1969 году, ей оставалось учиться в школе 1 год. И она доучивалась в СШ №114, открытую годом раньше, куда нужно было ездить на общественном транспорте. Школы 121 и 137 на нашем Востоке-1 еще построены не были.
Мама рассказывала, что в школе у нее был конфликт с директором, который обвинил ее в хранении безнравственной картины (хотя ничего аморального там не было: беседа трех сестер - замужней, выходящей замуж и девицы, все одеты легко, но нужные части тела прикрыты одеждой) и она в ответ развернулась в его кабинете спиной, чтобы директор не видел слез ее обиды.
-- Что ты развернулась ко мне задом! - сказал раздраженный директор.
-- Рассматривайте зад своей дочери! - ответила Люда и выбежала из кабинета.
В принципе больших последствий этот разговор для моей мамы не имел.
Мама вспоминала, что однажды кто из ее одноклассников пришел на урок пьяный, и учительница, боясь сделать ему замечание, вела урок так будто ничего не происходит. Был случай, когда на мою маму пытались напасть несколько молодых людей на троллейбусной остановке, когда она вечером возвращалась из музыкальной школы. Водитель троллейбуса оценил обстановку и закрыл за ней дверь в салон, оставив хулиганов снаружи. Те принялись сильно бить в дверь и кричать, чтобы им открыли. Тогда водитель открыл другую дверь впереди, хулиганы бросились туда, а водитель тут же ее закрыл и уехал, благодаря чему моя мама добралась домой живой и невредимой.
Когда мама была уже замужем за моим приемным отцом и жила с ним в Алакуртти Кандалакшского района Мурманской области, пока ждала от него ребенка (моего младшего брата, родившегося в 1985 г.), я оставался в Минске с дедушкой и бабушкой. Поэтому о жизни в Заполярье знаю только из рассказов родителей. Из примечательного выделю пару моментов. По словам мамы небо в Алакуртти казалось ей белым и низким, а дороги часто были пустыми и ей было страшно возвращаться с работы в местной библиотеке.
Другой случай оставил след в отношении Людмилы Дмитриевны к религии. Какая-то женщина в их поселке убила своих детей, разбила все часы в доме и, когда ее арестовали, чтобы отправить на суд, выкрикивала "Вы - коммунисты! Скоро братья вас всех будут вешать!". Что было с ней дальше мама так и не узнала, но позднее она с некоторой опаской относилась к нетрадиционным религиям. Тем не менее, именно она проявила интерес к возможности изучать Библию со Свидетелями Иеговы в середине 90-х гг., в результате чего со временем Свидетелями стала вся наша семья из 4 человек. Незадолго до смерти мамы мы вспоминали с ней тот случай в Алакуртти и пришли к выводу, что в том случае никакой опасной религиозной группы не было. Женщина определенно страдала психическим расстройством, подтолкнувшим ее к ужасному преступлению и фантазиям на религиозную тему. Этот эпизод интересен тем, что многие случаи преступлений с религиозным подтекстом могут быть и не связаны с учениями и практикой какой-то религии, но часто становятся причиной ненавидеть религиозные меньшинства. Впрочем, об этом я уже писал тут.
Вместо эпилога
Интересно, что жизнь моей мамы была не такой яркой, как жизнь моего деда. Но скоропостижная смерть деда в одной из больниц Борисова, затруднила связь с его бывшими коллегами по ДОСААФ. Я так и не смог найти их в его записной книжке и пригласить на похороны, в итоге на прощании с ним было 4 человека: я, мой отец, мой брат и ритуальный агент. Мы же и несли гроб в крематорий. Позднее в музее ДОСААФ у меня приняли его архив и вскоре вернули в связи со сносом здания, где он находился.
Смерть же моей мамы 28 января 2022 г стала событием, привлекшим внимание нескольких сотен человек как из Свидетелей Иеговы, так и из других знакомых. Из-за свирепствовавшего ковида сначала провели погребальную встречу по зуму, куда подключилось больше сотни человек, потом еще около 20 человек пришли в ритуальный зал, где прошло прощание с соблюдением масочного режима. В те дни мне пришло несколько десятков сообщений с выражением соболезнования... Разумеется, я не хочу этим сказать, что Свидетели Иеговы лучше других людей во всех отношениях. Скорее хочу отметить, что память о человеке не всегда пропорциональна сумме его усилий и достижений.
Могила Дмитрия, Нины и Светланы Пиянзиных на кладбище "Колодищи" под Минском. Лето 2019 г.Среди родственников моего деда была его сестра Елена, военное фото которой ее дочь Галина положила на ксерокопию страницы книги Е.А. Игнатовича о героях-защитниках Севастополя в годы ВОВ напротив фото И.С. Пьянзина, героя Советского союза, погибшего в Севастополе. Со слов Сёмена Пиянзина, сказанных Галине, этот герой приходился родственником их семье. Лично от себя добавлю, что это необязательно так, ведь фамилии Пьянзин, Пиянзин и Пензин очень популярны среди мордвинов, как Кузнецов среди русских или Ким у корейцев. Однако этот интересный вопрос дает мне возможность поставить многоточие вместо точки в конце публикации архива моего деда и истории его семьи...
2020-2023
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.